Гилязов Аяз Мирсаидович

Гилязов Аяз Мирсаидович

Гилязов Аяз Мирсаидович(биография) татарский писатель,народный писатель Республики Татарстан,Заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР,лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая родился 17 января 1928 года в селе Сарманово Республики Татарстан ,в семье учителя.

Детство провёл в деревне Верхний Багряж Заинского района РТ.

В 1948 году поступил в Казанский государственный университет.

В 1950 году был арестован и сослан в карагандинский лагерь. В 1955 году был реабилитирован.

После освобождения вернулся в Казань и продолжил учёбу.
Через полтора года начал сотрудничать с журналами «Чаян» и «Азат хатын».
Стал редактором отдела прозы журнала «Совет эдэбияты» («Казан утлары»).

В 1963 году окончил Высшие литературные курсы при СП СССР.

Творчество.



Писать Аяз Гилязов начал ещё в университете. Активно стал заниматься литературной деятельностью после освобождения из лагерей.Писал рассказы, очерки, фельетоны, статьи, повести.
В 1958 году написал Аяз написал свою первую повесть «Их было четверо»..

С 1950-х годов его пьесы стали появляться на сцене театра рядом с произведениями его современников X. Вахитова, Ш. Хусаинова, И. Юзеева, Д. Валеева, Т. Минуллина, H. Фаттаха.

Интересовался произведениями молодых писателей. Давал положительную оценку повести Разиля Валеева «Собачье сердце».

Прославившим его жанром стали повести, в которых он затрагивал острые проблемы современности.
Одна за другой вышли «Три аршина земли», «Жемчужина Зая», «В середине», «Весенние караваны», «Любовь и ненависть». Произведения Гилязова отличаются удивительно ярким, мелодичным и естественным языком написания.

Откликаясь на социальные проблемы, вставшие перед татарским народом в 1980-х, остро почувствовав гибель своих исторических корней в процессе урбанизации, Аяз Гилязов, а также его соратники на литературном поприще Мухаммад Магдеев, Вакиф Нуруллин, Рафаэль Тухватуллин, продолжили разрабатывать в своём творчестве деревенскую прозу.

В повести «Взлетел петух на плетень» Гилязов снова исследует духовное состояние современной татарской деревни, подчёркивая своеобразие национальной психологии и с горечью осознавая, что корысть, зависть, жадность, погоня за материальными благами проникли и в жизнь деревни и сознание её жителей.

Тема сталинских лагерей также находила отражение в творчестве татарских писателей.
Она раскрывается у Аяза Гилязова в рассказе «Давайте помолимся», а также его современников, Ибрагима Салахова («Колымские рассказы»),Факиля Сафина («Обманчивый рассвет»).

После смерти писателя 13 марта 2002 года,осталось много неопубликованных писем, как личных, так и профессиональных. Права на публикацию он завещал своей жене Гилязовой Накие Ильгаметдиновне.

Избранные произведения.

«Их было четверо» (1958)
«Три аршина земли» (1963)
«Жемчужина Зая» (1963)
«В середине» (1969)
«За околицами луга зеленые» (1970)
«Весенние караваны» (1972)
«Диляра» (1973)
«Любовь и ненависть» (1976)
«В пятницу вечером» (1980)
«Взлетел петух на плетень» (1981)

Награды и звания:

Заслуженный деятель искусств ТАССР (1978)
Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1983)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985)
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1987 )
Народный писатель Республики Татарстан (1993 )



Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.