История мечети Марджани

История мечети Марджани

Единственной действующей мечетью в Казани до недавнего времени была мечеть Марджани (Первая соборная или Юнусовская).
Двухэтажное кирпичное здание мечети в первом, после 1552 г. официально зарегистрированном мусульманском приходе г. Казани построено с личного разрешения Екатерины II, в 1766 — 1770 гг. на средства прихожан.

Шигабетдин Марджани называет их количество — 62 человека, которые собрали для строительства 5000 рублей.

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани,) — татарский богослов, историк, просветитель
родился 16 января 1818 года в деревне ЯБЫНЧЫ (Япанчы, Епанчино) Царевококшайского уезда Казанской губернии Российской империи.Марджани также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог,подробнее Шигабутдин Марджани биография.

Мечеть Марджани была построена местными татарскими мастерами по проекту «архитектурии поручика» В. Кафтырева, архитектора, осуществлявшего после пугачевского штурма перестройку сгоревшего верхнего и уцелевшего нижнего города по генеральному плану и «образцовым проектам», единым для всей Российской империи.

Сии «образцовые проекты», придавшие такой блеск фасадам Воскресенской и соседних с ней улиц, столкнулись в Татарской слободе с рядом проблем. Например, строившиеся испокон веку на углах кварталов мечети высочайше было повелено строить на площадях подобно церквям. Как бы то ни было, мечеть Марджани с ее булгарско-татaрским декором и резным каменным орнаментом стала истинным украшением Казани.

Минарет мечети расположен на ее зеленой четырехскатной крыше в духе истинно татарского зодчества — так же располагались минареты на многочисленных деревянных сельских и городских мечетях Поволжья и Сибири. Название мечети связано с именем великого религиозного реформатора, энциклопедиста и ученого-историка Шигабетдина Марджани, служившего здесь имамом в 1867-1881 годах.

Марджани мечеть 1767

Рядом с мечетью стоят дом Марджани и его медресе, в котором он внедрял в разум и душу учеников новое религиозное сознание, идущее бок о бок с научным и реалистическим пониманием мира и мироустройства.

Именно его подвижнические труды наряду с трудами других татарских просветителей стали причиной трудного признания казанского православного миссионера Н. Ильминского, который сокрушался, что казанские татары при получении научных знаний не только не отходят от своей религии, но напротив, лишь укрепляются в ней.

Мечеть Марджани выстроена все в том же стиле российского провинциального барокко, но строившие ее татарские мастера сумели гармонично сочетать его с древними, еще булгарскими мотивами в украшении михраба и капителей.

мечеть Марджани,Татарская Слабода

Если архитекторы и строители Азимовской мечети остались безымянными для потомства, то о строителях мечети Марджани скупо и гордо свидетельствует плита с надписью: «Абу-Бекр сын Ибрагима, Якуп сын неизвестного, Муртаза сын Юсуфа и Исхак сын Измаила». Среди прочих исторических исследований Марджани оставил в своих записках и историю казанских мечетей.

В своем перечислении казанских мечетей, называя Юнусовскую мечеть первой в Слободе «старинной каменной мечетью», Марджани писал: «Когда в 1766 году императрица Катерина прибыла в Казань, мусульмане обратились к ней с просьбой о строительстве мечети. Царица удовлетворила их просьбу.

После этого начался сбор необходимых материалов и само строительство. Место, где стоит эта первая соборная мечеть, прилежало к домам муллы Абубакира сына Ибрагима, сына Якуба, …Муртазы сына Юсуфа Каныша и муэдзина Исхака сына Ибрагима.

Эта мечеть строилась на средства не одного только человека, на ее возведение пошло 5000 рублей, собранных с 62 человек. Люди, начавшие строительство и приложившие много сил для возведения мечети — это мулла Габдрашит сын Юсуфа из Каргалы, мулла Абубакир сын Ибрагима, Муртаза сын Юсуфа сына Каныша, Ибрагим сын Ядкара сына Нияза и другие.

Мулла Габдрашит с целью сбора средств на строительство доезжал до самой Астрахани… Хотя первая мечеть вначале и построилась на средства многих людей, по прошествии времени ее по мере необходимости ремонтировали и достраивали на свои средства и по своей воле отдельные люди.
Мечеть Марджани,Казань
В самом начале крыша мечети была крыта дранкой, и в 1795 году Габид сын Габдельбакыя в сообществе еще с одним человеком покрыл мечеть пилеными досками.

После пожара 1797 года они вновь перекрыли мечеть.

В 1833 году Губайдулла сын Мухаммедрахима покрыл крышу мечети жестью.

В 1860 году его сын Ибрагим окружил мечеть каменной оградой взамен существовавшей до сих пор деревянной решетчатой ограды.

В 1863 году, когда михраб был перемещен несколько к востоку, мечеть расширили, увеличили и проделали в ней окно…

В 1885 году усилиями хаджи Зайнуллы сына Усмана был укреплен минарет и пристроено еще одно здание.

В 1887 году переехавший из деревни Атау хаджи Валиулла сын Гыйзатуллы сына Тухватуллы и уроженец села Кушлавыч Мифтахутдин сын Валишаха, собрав 250 рублей, окружили площадку для провозглашения азана на минарете железным балконом».

Мечеть Аль-Марджани
Марджани с особенным тщанием перечисляет имена жертвовавших на мечеть, словно дает урок благородства и бескорыстия потомкам так же ненавязчиво, как преподавал он в медресе при мечети своего имени.

6 марта 1850 г. согласно Указу № 2011 духовным наставником мечети стал выдающийся просветитель и ученый Шигабутдин Марджани. Он умер в 1889 г. и главой этой мусульманской общины был избран его сын Мухаметбурганутдин Марджани. Последним священнослужителем, избранным на должность имам-хатиба первой соборной мечети в дореволюционный период стал 6 июля 1917 г. внук Ш. Марджани — Абдулхамит Мухаметбурганутдинович Марджани.

Приход мечети Марджани объединял улицы Левая Набережная Кабана, Захарьевскую улицу до здания Семинарии, часть Евангелистовской и Екатерининской улиц, а также Первую и Вторую Поперечные улицы.

Согласно постановления СМ РСФСР № 1327 от 30.08.60 г. мечеть «Марджани» признана памятником архитектуры федерального значения.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Обсуждение закрыто.