В начале XX века в Казани появилось немало замечательных образцов татарского архитектурного искусства.
Архитектура Татарстана в её современном виде формировалась на протяжении столетий и зависела от культуры, эстетики и религии населения, поэтому соединяет в себе уникальное сочетание восточного, русского, булгарского, золотоордынского зодчества, европейских стилей, господствовавших в России в то или иное время, что особенно чётко отражено на татарских мечетях.
Карл Людвигович Мюфке, спроектировал в городе много значительных зданий. Несмотря на то, что его постройки не отличались чистотой стиля, все они имели удачное сочетание объемов, исключительно четкую планировку, безукоризненное качество работ, сочную прорисовку архитектурных деталей.
Наиболее крупными его произведениями являются здание художественной школы, дом Ушкова, особняк на Кирпичнозаводской улице, особняк командующего войсками и пристройка к главному корпусу университета.
Карл Людвигович Мюфке был приглашен в Казань после окончания Петербургской Академии художеств в качестве преподавателя архитектуры в художественном училище и вскоре стал его директором.
Благодаря большим усилиям, в 1900 году ему удается получить ассигнования на строительство специального учебного корпуса. К. Л. Мюфке составил проект, получил одобрение в высших инстанциях, а в 1901 году Казанская художественная школа уже переехала в новое здание, которое в 1902 году было окончательно отстроено (ныне ул. К. Маркса, д. 70, один из корпусов Казанского государственного технического университета). Архитектура здания выполнена в модном для того времени псевдорусском стиле.
Тем не менее, К. Л. Мюфке удалось создать привлекательное по архитектуре и четкое по внутренней планировке одно из лучших в России учебных зданий подобного типа. Темно-красные кирпичные стены в сочетании со светло-кремовым цоколем и такого же цвета архитектурными деталями, вкрапленными на поверхностях стен, придают зданию сказочную красоту русского терема.
С большим мастерством решен интерьер: парадный вестибюль заканчивается широкой лестницей, украшенной статуей «Поверженный титан» скульптора В. Дзюбанова.
Просторные классы, художественные мастерские преподавателей со специально сделанным наклонным естественным освещением для рассеивания прямого попадания солнечных лучей, наклонные лекционные аудитории, небольшой, со вкусом отделанный актовый зал, в том же псевдорусском стиле.
Здесь все было решено рационально и четко, каждая мелочь продумана так, чтобы будущий художник-архитектор мог творить. Очень жаль, что сейчас специальное здание используется не по назначению.
Примерно в это же время К. Л, Мюфке возводит на Воскресенской улице (ныне ул. Кремлевская, д. 33) дом по заказу известного казанского предпринимателя А.К.Ушкова, владельца многих крупных заводов, в том числе завода в Бондюге (Менделеевск).
Дом был предназначен как свадебный подарок невесте его племянника Зинаиде. Здесь все было рассчитано на то, чтобы поразить воображение обывателей богатством и вычурностью отделки, как фасада, так и интерьера. Дом двухэтажный, на углу полукруглый, окруженный балконом с ажурной решеткой затейливого рисунка из кованого железа.
Его стены пышно декорированы лепкой. С большой роскошью выполнена и внутренняя отделка помещений. Вестибюль с парадной лестницей решен в псевдовосточном стиле. Здесь много бронзовых и лепных украшений с изображением драконов, мифических птиц и зверей, великолепно выполненных витражей на различные сюжеты. Стены столовой темного цвета отделаны под мореный дуб, наверху небольшие хоры для оркестра.
Есть в доме и особая комната-грот, где сделана искусственная пещера. Лепка выполнена в виде сталактитов, спускающихся с потолка, здесь много вьющихся растений, огромный аквариум с рыбами — все это придает помещению таинственность, сказочность. Ныне в этом доме размещается Национальная библиотека Республики Татарстан.
В 1908 году К. Л. Мюфке принимает участие в конкурсе на разработку проекта учебных зданий Саратовского университета. Проект был сделан так удачно, что был принят и осуществлен строительством почти без изменений. В этом же году К. Л. Мюфке уехал в Саратов, где долгие годы плодотворно работал. Последний раз он побывал в Казани в 1931 году и продал Казанскому институту инженеров коммунального строительства свой двухэтажный особняк на Кирпичнозаводской улице, д. 6. Сейчас в нем размещается детский сад.
Среди удачных архитектурных творений первого десятилетия века можно назвать построенный в 1906 году на улице Грузинской (ныне ул. К. Маркса, д. 64) по проекту архитектора Ф.Р.Амлонга дом-особняк командующего войсками Казанского военного округа. Архитектура здания решена по типу загородных дворцов-особняков.
Фасад, выходящий в сад, имеет большую террасу-балкон. Со стороны улицы Ново-Комиссариатской (ныне ул. Муштари) предусмотрен парадный подъезд. Фасад отделан пышными лепными украшениями с вкраплением элементов модерна. Однако они использованы так умело и органично, что не вносят дисгармонии в общий облик здания.
Облик здания производит весьма выгодное впечатление, которое еще более усиливается внутри: широкая парадная лестница, анфилада больших зальных помещений, паркетные полы и изразцовые печи, лепная отделка стен и потолков, выполненная с тонким художественным вкусом,- все это придает интерьеру помещений необычайное изящество и парадность. Сейчас в этом доме находится Республиканский музей изобразительных искусств.
Также к удачным образцам архитектуры этого периода относится здание коммерческого училища, ныне здание сельскохозяйственной академии. В 1911 году его возвел на улице Грузинской (ул. К. Маркса, д. 65,) по конкурсному проекту Д. В. Розова, инженер П. П. Голышев.
Здание отличается качеством отделки и удобством внутренней планировки.
Но были в этот период построены и довольно интересные дома, являющие собой пример эклектики.
Так, на улице Горького на пересечении с улицами Жуковского и Галактионова возвышается дом Кекина. В начале ХХ века миллионер Л.Ф.Кекин пригласил модного архитектора Г.Б.Руша построить для него доходный дом. Строительство было закончено в 1903 году. Эклектика дома Кекина — пример постройки, где частное преобладает над общим.
Многочисленные балконы оригинальной формы, полуколонки различных ордеров, аркатурные пояски, разнообразные наличники окон — все этот отличает дом Кекина от остальных зданий улицы.
Он не относится к числу архитектурных памятников, но массивность его объема, подчеркнутая сравнительно невысокой окружающей застройкой, особое место в композиции улиц Жуковского, Горького и Галактионова и необычайность облика сделали его одной из достопримечательностей Казани.
Во втором десятилетии нашего века много довольно удачных зданий в городе построили архитекторы В. А. Трифонов и Ф. П. Гаврилов. На улице Воскресенской (ныне ул. Кремлевская, д. 8, здание почтамта) ими был возведен Торговый дом купца Сапожникова; на Арском поле — учебный корпус Высших женских курсов (ныне факультет физического воспитания педагогического университета, ул. К. Маркса, д. 74).
В 1915 году по проекту архитектора А. Г. Сапунова, на Проломной улице (ныне ул. Баумана) было сооружено здание Государственного банка и, по проекту П. Ф. Гаврилова, на улице Ново-Горшечной (ныне ул. Бутлерова, д. 14) — дом Зобнина (сейчас здесь размещается Республиканская офтальмологическая больница).
Все здания, выстроенные архитекторами Трифоновым и Гавриловым, на фоне общего упадка архитектуры того времени производили довольно выгодное впечатление благодаря умелому и сдержанному применению модернистских деталей, прекрасной прорисовке их и отличному качеству строительных работ.
Большой заслугой этих архитекторов является также и то, что они шагали в ногу с развитием строительной науки и техники и широко применяли в строительстве новые конструкции и материалы: бетон и железобетон, стекло и керамику.
В это же время в городе сооружается много зданий в стиле изысканного «модерна» и фабрично-заводской архитектуры.
Инженер-архитектор И. И. Брюно строит на улице Ново-Горшечной (ныне Волкова, д. 80) здание клиники в стиле средневекового замка со смесью элементов фабрично-заводской архитектуры. Им же в стиле «модерн» возведен дом для Лопатина по улице Черноозерской (ул. Дзержинского, д. 21).
Достаточно много домов построили и работавшие в этот период в Казани архитекторы К. С. Олешкевич и С. В. Бечко-Друзин. К удачным работам К. С. Олешкевича относится корпус Шамовской больницы в Суконной слободе (ныне 1-я городская клиническая больница, ул. Калинина, д. 5) и учебное здание промышленного училища (ныне главный корпус Казанского государственного технологического университета, ул. К. Маркса, д. 72).
В начале ХХ века в городе строятся особняки именитой татарской буржуазии. В этот период было много попыток придать облику зданий черты чисто национальной татарской архитектуры, но они не дали желаемых результатов. В начале XX в. архитектор Ф.Р.Амлонг выстроил своеобразный дом (ул. Тукаевская, д. 74), типичный буржуазный особняк, с эклектическими формами феодальной архитектуры, не имеющими ничего общего с национальным татарским зодчеством.
Другой особняк, выстроенный в это же время (ныне ул. Кирова, д. 42), пышно украшен архитектурными элементами, взятыми из различных восточных стилей.
Он тоже очень далек от татарской архитектуры. Но следует отметить, что эти здания весьма привлекательны и выразительны благодаря тщательной проработке деталей, великолепному качеству отделочных работ.
В двадцатые и тридцатые годы в Казани было построено много новых зданий, но большинство из них не привлекают внимания как шедевры архитектуры. В этот период в проектировании новых зданий промышленных предприятий принимали участие московские и ленинградские проектные организации. Так, например, корпуса валяльно-войлочного комбината запроектировали архитекторы М. Я. Гинзбург и П. А. и И. А. Голосовы, фабрику кинопленки — архитекторы В. Мительман, В. Александров, Б. Утевский. Долгие годы плодотворно работал в промышленном строительстве местный архитектор А. Э. Спориус. В проектировании северной группы заводов и поселков принимал участие лауреат Государственной премии, архитектор из Москвы В. Н. Симбирцев.
Большим недостатком строительства этого периода является отсутствие ансамблевой застройки в центре города. На пустырях или взамен ветхих зданий возводились отдельные дома, надстраивались старые здания: общежитие финансово-экономического института по улице К. Маркса (1934 г.), здание медицинского училища по улице Жуковского (1934), здание бывшего института советского права на площади Свободы (1935 г.), здание Суворовского училища по улице Л. Толстого, 14 (1936 г.). В 1933 году по проекту архитектора М. С. Григорьева был надстроен бывший Гостиный двор по улице Ленина (ул. Кремлевская, д. 2), и ряд других зданий.
В довоенный период в Казани было выстроено много новых крупных зданий. В 1933-1935 году на улице Баумана, 19, по конкурсному проекту архитектора С. С. Пэна был сооружен «Дом печати». Здания подобного типа были построены и в других городах, но Казань одной из первых увидела этот специализированный дом.
Начиная со второго этажа, автор гармонично соединил два самостоятельных объема, стоящих напротив друг друга на различных углах улицы интересной переходной галереей, создав единый комплекс административно-промышленного здания. Дом печати — один из лучших образцов архитектуры периода конструктивизма. Несмотря на разнохарактерность архитектуры окружающих его домов, оно удачно вписывается в застройку улицы.
Плодотворно работал в Казани и архитектор В. А. Дубровин. По его проектам были выстроены жилой дом на углу улиц Татарстан и Комсомольской, 3/2 (1937- 1939 гг.), жилой дом на углу улиц Чернышевского и Кирова, 24, начато строительство корпуса медицинского института по улице Л. Толстого, д. 15 (ныне один из факультетов авиационного института) и другие здания. Все эти дома отличаются удобной планировкой помещений, использованием современных архитектурных форм, подчеркивающих функциональное назначение здания, а также применением новых строительных материалов и конструкций.
В 30-е годы возводят много учебных зданий и студенческих общежитии. Так, например, по проекту архитекторов А. Могута и И. Валеева был выстроен комплекс учебных корпусов, клиник и общежитий ветеринарного института по улице Н. Ершова и Шмидта (1936-1940 гг.). Новый корпус химико-технологического института по улице К. Маркса, д. 68, — по проекту архитекторов Г. С. Гурьева-Гуревича и И. Г. Гайнутдинова (1936 г.).
Это было первое в Казани здание, выстроенное с учетом специфики учебного процесса. Здесь разместились не только лекционные аудитории, но и необходимые для проведения практических занятий и научно-исследовательских работ лаборатории и учебные мастерские. Консультации проектировщикам по планировке учебного корпуса давал А. Е. Арбузов. Он часто приходил на строительную площадку, следил за ходом работ и требовал высокого качества их выполнения.
В конце 30-х годов на улице Бутлерова, на высоком холме, по проекту архитектора Ю. Ю. Савицкого, был заложен учебный корпус финансово-экономического института. Это здание с колоннадой и широкой лестницей, возвышаясь над площадью Тукая, ныне эффектно выделяется и обогащает силуэт городской застройки. Архитектор Н. А. Баталов в 1936 году возводит по улице Маяковского, д. 11, самое большое для того времени здание общежития для студентов медицинского института.
Пропорции этого дома выбраны удачно, архитектура проста и лаконична. Ее простые формы и внутренняя планировка соответствуют функциональному назначению здания. Следует также отметить выстроенный в 1939-1940 годах по улице Комлева жилой дом (ныне ул Муштари, № 30) для профессорско-преподавательского состава по проекту архитектора М. А. Поспехова, а также общежитие студентов авиаинститута на улице Б. Красная, д. 7/9, построенное в 1938-1939 годах по проекту И. Е. Чернядьева — главного архитектора Казани тех лет.
На улице К. Маркса по проекту архитектора Н. А. Баталова был выстроен жилой дом № 44 для работников связи. Он стоит с отступом от красной линии застройки, что несколько ограждает его от уличного шума и пыли. В доме созданы благоприятные условия для жильцов: удобная планировка, современное инженерное оборудование и благоустройство квартир. Главный фасад дома решен парадно, строгими архитектурными формами украшая одну из лучших улиц города.
Из административных зданий, построенных в этот период, следует назвать здание бывшего управления Казанской железной дороги по улице Чернышевского, сооруженное в 1940 году архитектором Г. И. Спиридоновым.
На площади Свободы, там, где ранее находился Державинский сад, по проекту архитектора Н. А. Скворцова, был заложен театр оперы и балета.
В 30-е годы появляются первые архитекторы из татар, много сделавшие в области градостроительства в Татарской АССР и Казани: И. Г. Гайнутдинов, И. А. Валеев, М. К. Игламов, Р. М. Муртазин, А. Г. Бикчентаев, А. М. Субаев,М.Х.Агишев.
Гайнутдинов Исмагил Галеевич
Гайнутдинов Исмагил Галеевич(биография)первый татарский архитектор,заслуженный деятель искусств ТАССР, Башкирской АССР и Северо-Осетинской АССР,профессор родился 10 февраля 1908 в селе Большие Менгеры Казанского уезда Казанской губернии,ныне Атнинского район РТ.
Валеев Искандер Абдрахманович
Валеев Искандер Абдрахманович(биография)-татарский архитектор,Заслуженный строитель ТАССР,Заслуженный строитель РСФСР родился 24 декабря 1911 года в рабочем поселке Мулловка Мелекесского района Ульяновской области.
Игламов Махмут Камалович
Игламов Махмут Камалович(биография)известный татарский архитектор, главный архитектор АПМ «Татпроект»,военный инженер 3 ранга,участник ВОВ родился в 1908 году в селе Средний Татарский Юрткуль Спасского района РТ.
Муртазин Рашад Мусич
Муртазин Рашад Мусич(биография) известный татарский архитектор,заслуженный деятель искусств ТАССР,
доцент родился в городе Троицке Чкаловской области 1 мая 1911 года.
Бикчентаев Ахмед Гадиевич
Бикчентаев Ахмед Гадиевич(биография) выдающийся татарский архитектор, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР,Заслуженный архитектор РСФСР,
первый татарский профессор архитектуры,педагог,участник ВОВ родился 20 февраля 1911 года в деревне Большие Менгеры Атнинского района ТАССР.
Субаев Ахмед Муртазич
Субаев Ахмед Муртазич(биография) известный татарский архитектор, главный архитектор «Дорпроекта»,участник ВОВ,гвардии старший лейтенант родился 17 февраля 1908 года в Казани.
Агишев Мунир Хасьянович
Агишев Мунир Хасьянович(биография) известный татарский архитектор,главный архитектор Казани,доцент,
председатель Союза архитекторов ТАССР родился 14 апреля 1932 года в селе Бигеево Пензенской области.
Архитектор-художник П. Т. Сперанский изучает татарский народный орнамент и применяет его при проектировании малых архитектурных форм (беседок, киосков, павильонов, переходных мостиков через овраги в садах и парках).
Но наиболее удачное использование национальных мотивов мы видим в произведениях архитектора И. Г. Гайнутдинова на фасадах зданий школы № 27 (ул. Эсперанто, д. 47) и Дворца культуры мехового комбината (ул. Тукаевская, д. 91), выстроенных в 1935 году.
В 1938 году архитектор П. С. Борисов составляет проект реконструкции кинотеатра «Родина» (тогда «Унион»).
В интерьерах и наружной отделке фасада здания он также использует элементы национального татарского орнамента.
Великая Отечественная война прервала процесс архитектурного творчества в Казани. А первые послевоенные десятилетия были, прежде всего временем решения количественных задач строительства.
Тем не менее, в городе и в этот период появились интересные в архитектурном отношении здания. В 1956 году было введено в эксплуатацию монументальное здание театра оперы и балета имени М.Джалиля, достроенное по проекту архитектора И.Г.Гайнутдинова. Сочетание классических форм архитектуры с национальным орнаментом в оформлении фасадов и интерьеров ставит это сооружение в ряд лучших зданий, созданных в Казани за годы Советской власти.
В 1962 году по проекту И.Г. Гайнутдинова был построен также комплекс зданий казанского речного порта. И здесь архитектор умело использовал в архитектурных формах национальные татарские мотивы.
Много интересных зданий в послевоенные годы было сооружено по проекту архитектора М.К.Игламова. В частности, в 1957 году он возводит эффектное здание Казанского филиала Академии наук СССР в «классическом стиле» (ул. Лобачевского, дом 2), а в 1959 году — учебный корпус медицинского института (ныне КГМУ, ул. Бутлерова, 49).
Из сооружений, возведенных в Казани в 1960-е годы, пожалуй, наиболее интересным было здание казанского цирка, которое было построено в 1967 году, по проекту архитектора Г.Пичуева и инженеров О.И.Берима и Е.Ю.Брудного. Рассчитанная на 2400 мест, арена казанского цирка принимает цирковые коллективы со всего мира, включая труппы ближнего и дальнего зарубежья. Внешний облик здания весьма оригинален. Огромный диск как бы оторвался от Земли и замкнул протоку Булака — на случайно казанцы называют его «летающей тарелкой».
В 1970-е годы новыми памятниками эпохи стали корпуса Казанского университета, построенные по проектам архитектора О.А.Кашинцевой и превратившие Казань в современный город с высотными зданиями. Новое оформление в эти годы получил въезд в промышленные Ленинский и Московский районы города после завершения здесь строительства Молодежного центра (архитектор М.Г.Хайруллин) и газетно-журнального издательства (архитектор А.А.Пахомов).
Одним из важных моментов архитектуры 1970-1980 годов являлось то, что при строительстве ряда зданий, особенно общественного назначения, архитекторы смело вводили в их конструкцию и интерьеры национальные мотивы, тем самым с одной стороны придавая им местное своеобразие, а с другой — сохраняя и развивая местные особенности. Таковы, например, здание Татарского Государственного академического театра имени Г.Камала (архитекторы М.Х. Агишев и Г.П.Горлышков, инженер Н.В.Точилин), интерьер гостиницы «Татарстан» (архитектор М.Х.Агишев) и другие.
Современный этап развития архитектуры и градостроительства Казани связан с получением Татарстаном нового политического статуса в рамках Российской Федерации и характеризуется появлением нескольких новых крупномасштабных программ и проектов.
Среди них можно выделить разработку нового генерального плана столицы Татарстана, «Программу ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья», строительство Казанского метрополитена, создание заповедника «Казанский Кремль» и его комплексную реконструкцию, комплексную реконструкцию ул. Баумана — центральной пешеходной улицы города и ряд других.
Знаменательной вехой в социально-культурной жизни Татарстана является реализация указа Президента РТ «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья». Администрация Казани утвердила и воплощает в реальность соответствующую программу, разработанную институтом «Казгражданпроект». Эта программа предусматривает новое строительство жилых домов для всех переселяемых из ветхого жилья и реконструкцию кварталов центральной части города; появилась возможность в короткий срок возродить при этом исторический центр города.
Новое осмысление организации пешеходного и транспортного движения в городе и его историческом центре коренным образом меняет сложившийся в последние десятилетия облик старых казанских улиц. Главная планировочная ось центра города, ведущая от Кремля, — улица Баумана (б. Проломная) и ее продолжение за площадью Тукая — улица Свердлова (б. Георгиевская) отдаются преимущественно пешеходному движению. Эти улицы переживают второе рождение — становятся центром городской общественной жизни с уличными кафе и маленькими магазинчиками, музыкантами и художниками.
Казанцы заново открывают для себя свой прекрасный город.
Летом 1997 г. началась комплексная реконструкция и благоустройство первого участка ул. Баумана. Сохраняя свой исторический масштаб и традиционно «казанский» облик, она полностью преображается, обретая высокую степень комфортности и благоустройства, насыщаясь различными видами обслуживания и достигая уровня лучших мировых образцов дизайна.
Уже выполнен большой объем работ — снесены ветхие строения, проложены новые инженерные сети, осуществлено ковровое мощение тротуарной плиткой, появилась новая система освещения, оснащенная специально разработанными светильниками. Реконструированы фасады зданий, обновлены вывески и витрины магазинов. Вскрыты и задействованы под общественно-торговые и развлекательные функции прежде забытые и замусоренные цокольные этажи и подвалы зданий. Улица быстро насыщается элементами городского дизайна, декоративно-прикладного искусства.
В последние годы архитектура города обогатилась строительством ряда значительных комплексов и отдельных сооружений. Среди них можно выделить оригинальную работу по реконструкции комплекса Казанского железнодорожного вокзала. Проведена реконструкция главного здания вокзала, построен новый корпус для служб пассажирского сервиса по проекту архитектора В. Белицкого, полностью переработана схема движения городского транспорта в районе вокзала, выполнено комплексное благоустройство всей привокзальной территории.
Среди последних построек особенно хотелось бы отметить реконструкцию Концертного зала с преобразованием его в Большой концертный зал Республики Татарстан. Победителями конкурса на реконструкцию этого объекта стали представители московской архитектурной творческой мастерской «ВЕЛП» — архитекторы В.П. Логинов и Е.И. Прокофьев.
Архитектурно-пространственная композиция здания Большого концертного зала гармонично вписалась в ансамбль центральной площади города и заметно украсила ее.
Впечатляют тонкая гармония соразмерности архитектурных элементов, их классическое изящество, оригинальность дизайнерского воплощения, живописность декора и интерьеров здания.
Поражает воображение зал Камерной музыки, где высокую классику архитектурных очертаний его объема дополняет высокохудожественное и роскошное убранство; потолок зала, выложен из красного дерева, в гирляндах люстр из богемского хрусталя, стены облицованы итальянским мрамором, в который изящно вплетены элементы золоченой деревянной резьбы.
Архитектурная и дизайнерская роскошь и гармония сочетаются в Большом концертном зале с прекрасными функциональными качествами этого уникального дворца музыки, являющего чудеса акустики: здесь достигнут эффект чуткой «настройки» зала на различные исполнительские варианты — камерного оркестра, большого симфонического, органа.
Воплотила это чудо в реальность английская фирма «Акустик Деменшейл» под руководством замечательного знатока «акустического дела» Николаса Эдвардса.
Казань на глазах благотворно преображается. Широко осуществляются работы по улучшению городского дизайна, благоустройству. Внедряется программа световой архитектуры города, в которой значительное место уделено как световому оформлению рядовой застройки, так и специальной подсветке уникальных объектов. Приводятся в порядок городские скверы.
И наряду с этим, все заметнее проступают на карте города черты возрожденного исторического облика города, активно реставрируемые самобытные объекты прошлого. Прошлое города гармонично сочетается с настоящим, и Казань, задавая себе новые градостроительные ориентиры, заботливо созидает свое еще более прекрасное будущее XXI века.