История торговли в Казани

История торговли в Казани

В начале XX века Казань была крупным торговым центром России в целом и Поволжья в частности. Главнейшими предметами оптовой торговли были хлебные продукты, кожевенные товары, сало, мыло, свечи и пушной товар. На казанских пристанях нагружалось в среднем, ежегодно 41,5 миллиона пудов и выгружалось около 8 миллионов пудов товаров, в том числе хлебных продуктов до 4 миллионов, бакалейных, галантерейных и мануфактурных товаров до 31,5 миллионов, столько же сала, мыла и стеариновых свечей, нефти, сахара, корья и мочала.

Сбыт продукции казанских фабрик и заводов производился преимущественно на ярмарках нижегородской, ирбитской, мензелинской и симбирской, в обеих столицах, в низовых поволжских городах и в соседних губерниях.

Казань поддерживала весьма значительные торговые сношения с Китаем, Бухарою, Хивою и Персией, причем русские купцы торговали с Китаем и Персией, а татарские торговые дома вели торговлю с Хивою и Бухарою. В 1912 году наиболее энергичные купцы из татар открывают в Казани контору по торговле с Берлином и Лондоном.

Национальный капитал все интенсивнее участвует в экспортной торговле, активно проникая на заграничный рынок. В 1915 году среди казанских коммерсантов зарождается мысль о необходимости организации в Казани крупного татарского банка.

Близость Нижнего Новгорода была причиной тому, что Казань не имела значительных ярмарок. На главную из них — «Весеннюю Биржу» или просто «Биржу» — привозился товар, в среднем, на 0,5 миллиона рублей и сбывался на 300 тысяч рублей. Весенняя ярмарка обычно продолжалась с 1 мая по 1 июня.

Главными предметами сбыта были фарфоровая, фаянсовая и хрустальная посуда, ярославское полотно, сарпинка из немецких колоний Саратовской губернии, изделия из уральских минералов, «красный» товар из Москвы, кустарные изделия из Вятской и Нижегородской губерний, иконы и церковные принадлежности из Владимирской губернии.

В конце XIX века из казанских купцов по 1 гильдии торговало 68 человек, по второй — 611. Еще 4420 занимались «мелочной» торговлей.

Ярмарка Таш-аяк.

Устраиваемая ежегодно в мае месяце на правой стороне Булак под Кремлем. Здесь торговали посудой, фарфором, хрусталем, игрушками, деревянными изделиями, галантерейным и мануфактурным товаром.

Ярмарка Таш-аяк

Кроме ярмарки торговля велась на многочисленных рынках и в магазинах. В Казани имелись аукционный зал, гостиный двор, конный базар, мясной рынок, молочный базар, москательный ряд, рыбная площадь, толкучий рынок, Сенной рынок или татарский базар, пассаж. К тому же в городе находилось более 1300 магазинов и лавок.

Наиболее известным был воспетый Тукаем Сенной рынок. Сенная площадь история.

Сенная площадь возникла в конце XVIII века. До этого здесь находилось мусульманское кладбище; оно обозначено на плане города 1740 года. Вокруг кладбища простирались извилистые улицы и закоулки старой татарской слободы, возникшей здесь в результате отселения казанских татар за пределы города после взятия его Иваном Грозным.

По свидетельству современников, Сенной рынок —
«Это длинные одноэтажные лабазы, сплошь занятые лавками и складами со сводами, без окон, с большими дверями на два раствора. В обычных жилых домах нижние этажи тоже заняты такими же помещениями…

По Московской улице по направлению к Кабану почти сплошь на два квартала тянутся занятые лавками корпуса, часто с крытой галереей впереди».

Бурное развитие торговли наблюдалось в Казани до Октябрьской революции. В годы военного коммунизма торговля была почти уничтожена. Однако, уже с 1921 года, в связи с введением НЭПа, наблюдается ее возрождение. В 1920-е годы все большую роль начинают приобретать базары, в основном, продуктовые.

В этот период в Казани функционировало 5 таких базаров. Среди них самым главным был Рыбнорядский, расположенный в самом центре города и занимавший значительную территорию — от большой Проломной до Булака с одной стороны и от улицы Островского до Дегтярной с другой стороны. Славился богатством Съестной базар, находившийся при пересечении Пушкинской и Бассейной улиц. Намного превышал его размерами Сорочий базар, расположенный на Госпитальной площади (ныне Чеховский рынок).

Всегда оживленно шла торговля на Сенном базаре. Здесь продажа велась как с ларьков, так и вручную. Посетители покупали кроме продуктов питания мануфактуру, готовые платья, галантерею, обувь. Характерно, что здесь широкой популярностью пользовались изделия национальных промыслов: расшитые жемчугом ичиги, тюбетейки, калфаки.

Сенной базар в Казани

На Мочальном базаре летом торговали фруктами. Кроме названных базаров небольшие базарчики имелись в каждой слободе. Восстановила работу и известная Казанская ярмарка. Почти в самом центре, около Гостиного двора, по воскресеньям шла самая оживленная торговля всевозможными вещами и товарами, на так называемом Старом Толчке.

В 1929 году в Казани, как и во всей стране была введена карточная система на хлеб, на другие продовольственные и промышленные товары. Эта система, конечно же, в корне подорвала свободную торговлю. К этому же времени была окончательно ликвидирована частная торговля.

Карточная система продержалась до 1936 года. В результате ее отмены уже в 1937 году товарооборот розничной торговли вырос в два раза по сравнению с «карточными» годами. В этот период в Казани строились крупные магазины с большим ассортиментом товаров, создавалась специализированная торговая сеть. Количество магазинов, палаток и ларьков выросло в Казани до 831, хотя так и не достигло дореволюционного уровня. У покупателей возросла потребность на велосипеды, патефоны, часы, радио, музыкальные инструменты.

К 1940 году в Казани работало 10 колхозных рынков — Сталинский, Чеховский, Суконный, Лозовский, Вахитовский, Конный, Ягодинский, Кзылармейский и Ленинский. Кроме того, во время навигации работал сезонный рынок Дальнего Устья.
В городе в 1940 году имелось 443 магазина и 429 палаток.

Увеличилось число универмагов и специализированных магазинов — промтоварных, булочных, кондитерских, книжных, мебельных, музыкальных и т.д.
Как и до революции, главной торговой улицей была улица Баумана. Там располагались около полусотни магазинов — в том числе два универмага, магазины таких организаций, как «Горпромторг», «Горпищеторг», «Главгастроном», «Хлеботорг», «Главхлеб», «Военторг», «Казинторг», «Текстильшвейторг», «Мехторг», «Главширпотреб», «Ювелирторг», «Таткниготорг», «Роскультторг», «Главпарфюмер», «Главтабак», «Главхладопром», «Главконсерв», «Росглавмолоко», магазины «Динамо», «Пионер», «Детский мир», фирменные магазины издательства «Красная Татария», Казанской кондитерской фабрики имени Микояна, треста «Арарат», Казвинзавода, Самтреста», Азсовхозтреста и многие другие.

В годы войны вновь вернулась карточная система на продовольственные и промышленные товары, что конечно же сказалось на развитии торговли. Карточки были отменены в конце 1947 года, и это явилось новым стимулом для развития торговой системы в городе.

Однако существенный сдвиг в этой области наметился лишь в первой половине 1960-х годов. В это время в городе было открыто 255 новых магазинов. В организации торговли произошли существенные качественные изменения. Во многие торговые точки поступило холодильное и технологическое оборудование.

Большое количество магазинов перешло на новые методы торговли — самообслуживание. Были открыты специализированные магазины, что позволило улучшить качество обслуживания покупателей.

В 1977 году начал функционировать крупнейший в городе торговый центр «ЦУМ», общая торговая площадь которого составила 12 тысяч квадратных метров. Жителей города стали обслуживать вновь выстроенные фирменные магазины, такие, как «Океан», «Юность», «Радиотехника» и т.д.

ЦУМ Казань

Настоящий ренессанс торговля переживала в 1990-е годы, когда она стала самой динамично и стабильно развивающейся отраслью экономики Казани. Темпы ее развития были поистине стремительными.

Так, если в1995 году в городе было 766 предприятий торговли, то в 1998 эта цифра возросла почти в два раза — до1389 предприятий. Также существенно увеличился объем торговых площадей — с 184,5 тысяч квадратных метров в 1995 году до 278,2 тысяч квадратных метров в 1998 году.

В результате обеспеченность населения торговыми площадями, составлявшая к середине 1990-х годов 84 процента, в настоящее время равняется 125 процентам. И это еще на предел — рост продолжается.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (66 оценок, среднее: 4,97 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.