Первые любительские сценические опыты, послужившие впоследствии основой для создания в Казани профессионального театра, связаны с казанской гимназией, вокруг которой тогда группировалась имеющая художественный вкус демократическая интеллигенция города. Например, в 1760 году здесь была осуществлена постановка мольеровской «Школы мужей».
Директор Казанской гимназии драматург М. Веревкин сообщил куратору Московского университета, в ведении которого тогда находилась гимназия: «И в Татарии, милостивый государь, Мольер известен…
Театр, ей-богу, такой, что вряд — ли желать лучше можно…».
Первый постоянный театр под руководством специально приглашенного придворного актера В. Бобровского был создан в Казани в 1791 году. Он сначала помещался на нынешней улице Кремлевской (бывшая Воскресенская), а потом на Булаке. Как утверждают дореволюционные путеводители, к 1798 году относится создание в Казани первого публичного театра.
На улице Баумана, 48, находится Большой драматический театр имени В. И. Качалова.
Годом его основания считают 1804, когда была завершена постройка каменного здания для начавшихся театральных представлений. Тогда во главе крепостной труппы помещика Есипова становится популярный петербургский артист и драматург П. Плавильщиков. По свидетельству современников, в частности писателя С. Аксакова, это был «замечательный театр».
Сцена его помнит великих актеров-реалистов М. С. Щепкина и А. Мартынова, замечательного артиста Н. Милославского, возглавлявшего труппу казанского театра в 1850-е годы, талантливого деятеля театрального искусства П. Медведева, при котором театр сделался одним из самых передовых в стране.
На сцене театра играли А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина. Казанский театр во второй половине XIX века был лучшим провинциальным театром России.
На сцене этого театра состоялся «дебют» 15-летнего Федора Шаляпина в пьесе «Жандарм Роже». От волнения он не смог произнести ни слова, и спектакль пришлось отменить. Позднее, вспоминая свое первое «выступление» в казанском театре, Федор Иванович называл его началом своей театральной деятельности.
Выступал на казанской сцене и А. М. Горький. В 1885 году он пел в хоре нескольких спектаклей.
С 1949 года Большой драматический театр носит имя В. И. Качалова. В Казани В. И. Качалов играл сначала небольшие роли, потом все более ответственные.
Большой успех выпал на долю Качалова после исполнения роли Кассия («Юлий Цезарь»). В Казани он играл всего два сезона — в 1897 — 1899 годы, но это были годы становления настоящего таланта. В 1900 году В. И. Качалов был приглашен в Московский художественный театр.
В начале XX столетия театры имели особое значение в культурной жизни города. Театральная жизнь Казани развивалась тогда довольно интенсивно. Хотя кое в чем она теряла роль и значение первого театрального города Поволжья, и ее начинали «догонять» Саратов и Нижний Новгород.
Театральные деятели Казани были вынуждены изыскивать более гибкие и разнообразные формы ведения театрально-музыкального дела. В эти годы наблюдается увлечение представителей казанской элиты легким жанром.
Тем не менее, Казань не оставалась в стороне от новых художественно-литературных форм, новых процессов и глубинных течений искусства. Так, например, М. М.Бородай, арендовавший со своей труппой театр в эти годы, широко практиковал «общедоступные» спектакли по сниженным ценам, а также предоставлял бесплатные места студентам и гимназистам.
Идя навстречу учащейся молодежи и малообеспеченным слоям, Бородай четко уловил общий демократический подъем, ту свежую струю, которая коснулась многих явлений искусства тех лет. Несомненно, это было важно не только с материальной, но и главным образом с нравственной стороны, ибо молодежь чувствовала и видела в театре школу большого искусства, школу жизни.
Труппой Бородая впервые в Казани 17 сентября 1900 г. был дан специальный вечер оперных отрывков для рабочих на открытии Народного дома при фабрике Алафузовых. Были исполнены 1-й и 4-й акты «Сусанина» и 2-й акт «Русалки».
Такой подход Бородая к театру, его общественная отзывчивость, несомненно, отвечали интересам демократической части населения.
Так, давались спектакли в фонд Н. И. Лобачевского, большие суммы от нескольких спектаклей пошли на основание «школы трудолюбия», а также в пользу народных учителей и учительниц.
После Бородая городской театр был арендован Н.И.Собольщиковым-Самариным, который, как и его предшественник, оказался блестящим антрепренером. С самого начала своей деятельности в Казани он широко практиковал благотворительные спектакли, сбор от которых частично или полностью поступал в пользу нуждающихся учащихся.
Были и спектакли по сниженным ценам, охотно посещавшиеся не только учащейся молодежью, но и рабочими.
В Народном (Алафузовском) театре неоднократно выступал с лекциями для рабочих видный казанский театральный критик Н. Ф. Юшков.
С 1909 по 1917 г. театральная жизнь Казани была связана с антрепренерами Кручининым, Образцовым, Пономаревым и Степановым.
Драматический репертуар в целом не изменился. Ставились «Ревизор», «Борис Годунов», «Бешеные деньги», «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Месяц в деревне», «Доходное место», «Не в свои сани не садись», «Дачники», «Свадьба Кречинского», «Женитьба», «Юбилей», ряд других произведений русских и зарубежных классиков.
Отечественные оперные произведения были представлены такими постановками, как «Пиковая дама», «Иоланта», «Черевички», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Царская невеста» и т.д. Из произведений зарубежных классиков чаще всего звучали «Травиата», «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Тоска», «Кармен», «Заза», «Аида» и т.д.
Из сезонов этих лет наиболее интересным оказался осенне-зимний сезон 1911 — 1912 годов, длившийся почти 5 месяцев. Было дано 107 драматических спектаклей, 42 оперы и 5 оперетт. В спектаклях были заняты первоклассные артистические составы.
В тот сезон в городском театре ставила спектакли оперная труппа, в Новом клубе — драматическая труппа Егоровой, в Купеческом клубе — драматическая труппа Корсикова-Андреева, в театре Гоголя — любительская труппа общества народных университетов и т. д. Кроме того, драматические труппы давали разовые спектакли в Алафузовском театре. Именно в том году зародилась идея основания театральной газеты «Казанская сцена», которая начала выходить в 1913 г.
Интересные гастроли коллективов и отдельных артистов содействовали глубокому интересу к искусству, к театру казанской публики. В 1913 г. в городе гастролировали «Товарищество оперных артистов московской оперы Зимина», балетная труппа И. М. Петипа из Петербурга, балетная труппа Большого театра во главе с Е. В. Гельцер и др.
Первая мировая война потрясла все основы общественной жизни России, крупно изменила судьбы людей. Многие артисты были призваны в армию. Первые «военные» сезоны казанского театра проходили слабо как в художественном, так и в экономическом отношениях.
Состояние неуверенности, страха сказалось на комплектовании трупп, на зрителе.
В последние «военные» годы шла неуклонная демократизация театрально-музыкальной жизни. Резко было увеличено количество «народных» спектаклей. Это было сделано, главным образом, для отвлечения населения от широкого недовольства жизнью, бессмысленной войны и от активной политической деятельности. «Народные» спектакли шли в Алафузовском, в Новом и открывшемся в 1915 г. Большом театрах.
В годы первой российской революции зародился профессиональный татарский театр. Однако истоки его восходили к более раннему периоду.
На рубеже двух веков татарская молодежь активно организовывала литературные встречи и вечера, показывала домашние спектакли. Количество посетителей вечеров все больше увеличивалось за счет учителей, шакирдов, учеников Татарской учительской школы, гимназистов и т.д. Традиционные субботние вечера, организуемые татарской учащейся молодежью, вошли в историю культуры под названием «шимбэчэлэр» (от слова суббота).
В декабре 1902 г. в медресе «Мухаммадия» прошел обширный по своей программе литературный вечер. Через год здесь была поставлена драма Г. Камала «Несчастный юноша».
Организаторы домашних спектаклей из-за отсутствия пьес на татарском языке преимущественно играли переводные произведения. Эти пьесы обычно приспосабливались к татарскому быту.
Домашние спектакли не могли обслуживать массового зрителя. Тем не менее, они способствовали росту и развитию молодых энтузиастов — любителей театрального искусства и создавали почву для зарождения профессиональной труппы.
Революция 1905 — 1907 гг. дала мощный импульс развитию татарской демократической культуры, в том числе сценическому искусству. 5 мая 1906 г. в зале Союза приказчиков впервые в истории Казани был поставлен публичный спектакль на татарском языке. Игрались «Кызганыч бала» («Жалкое дитя») и «Гыйшык бэласе» («Из-за любви»).
Спектакль продолжался до 2 часов ночи и вызвал восторженные отзывы зрителей.
Прогрессивная общественность высоко оценила это событие. «Спектакль прошел как новинка для Казани весьма блестяще», отмечала газета «Волжский курьер» и подчеркивала, что «ввиду успеха спектакля и несомненной пользы его для мусульман в смысле развития весьма желательно, чтобы он не был последним и был повторен в непродолжительном времени».
Однако у татарского театра нашлись враги. 13 мая 1906 г. в Казани состоялось собрание местных мулл, на котором обсуждался вопрос о степени целесообразности татарских спектаклей.
На нем было решено ходатайствовать о пресечении попыток новых постановок, якобы противоречащих шариату. Гонения на спектакли на татарском языке получили большой резонанс и дошли до того, что была образована специальная комиссия по ликвидации татарского театра, члены которой обращались не только к губернатору, но и к населению города, преимущественно к духовенству, собирая подписи о необходимости избавления от «крамолы».
Таким образом, муки рождения и становления театра сопровождались ожесточенной борьбой передовых сил с реакционной идеологией. У истоков татарского сценического искусства стояли две противоборствующие силы, одна из которых стремилась возвысить высокую общественную и нравственную роль театра, другая пыталась задушить это искусство в зародыше.
Передовая общественность Казани хорошо понимала это и горячо поддерживала зарождающийся национальный театр. Газета «Дневник Казани» восторженно писала, что «нужно радоваться тому, что наша молодая интеллигенция, несмотря на протесты, а подчас и неприличные выходки со стороны кучки лжедрузей народа, по-видимому, осознала, что театр помимо эстетического наслаждения, доставляемого им, служит одним из самых верных орудий для борьбы с темнотой и невежеством».
Спектакль, поставленный 5 мая 1906 года, явился генеральной репетицией молодых энтузиастов перед выходом на широкую арену большого искусства. Наконец, 22 декабря 1906 года в Казани в Новом клубе был поставлен публичный спектакль, предварительно рекламировавшийся специально отпечатанными в типографии афишами. Пьесы «Жалкое дитя» и «Из-за любви» привлекли широкое внимание. Этот день вошел в историю как день зарождения татарского театра.
Этот публичный спектакль поставили актеры-энтузиасты татарской труппы «Сайяр». Руководитель труппы, выдающийся актер и режиссер Г. Кариев, одним из основных творческих принципов коллектива считал укрепление и углубление дружбы между народами. Это в первую очередь нашло свое воплощение в репертуаре.
На сцене театра наряду с произведениями писателя, актера, режиссера Г. Камала, драматургов М. Файзи, К. Тинчурина, Т. Гиззата, Н. Исанбета, М. Амира с успехом шли пьесы Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, М. Горького, а также В. Шекспира, Ф. Шиллера.
Основоположником татарской драматургии был выдающийся общественный деятель Галиаскар Камал.
Он родился в Казани в 1879 г. В годы первой русской революции широко развернулась его просветительская деятельность. Он редактировал демократическую газету «Азат халык» («Свободный народ»), организовал издательство, занимался книжной торговлей. Вместе с Г. Тукаем он издавал сатирические журналы.
Тукай Габдулла Мухамедгарифович(Габдулла Тукай) великий татарский поэт, публицист, переводчик, литературный критик родился 14 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы.
Первая пьеса драматурга «Несчастный юноша» была напечатана в 1900 году, затем он опубликовал «Трое злосчастных» и «Жалкое дитя», и только 22 декабря 1906 года Г. Камал сумел осуществить постановку пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя») с татарской профессиональной труппой «Сайяр», в которой он участвовал и как актер.
Затем Г. Камал написал пьесы «Первый театр», «Банкрот», «Из-за подарка», «Тайны нашего города» и другие, которые являются образцами классической татарской драматургии. В 1919 году Г. Камал работал артистом при татарском запасном батальоне.
После Октябрьской революции Г. Камал стал активно сотрудничать в большевистских газетах. За годы Советской власти он создал ряд новых драматургических произведений, с успехом поставленных на сцене татарского театра: «Три жизни», «Слепые мастера» и др. Г. Камал перевел на татарский язык драматургические произведения Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. М. Горького.
Г. Камала заслуженно считают отцом татарского театра. Ему было присвоено почетное звание народного драматурга. На драматургических произведениях Г. Камала выросло несколько поколений татарских артистов. Умер Г. Камал в 1933 году. Татарскому государственному ордена Ленина академическому театру, с которым была связана вся жизнь и деятельность Г. Камала, присвоено имя драматурга.
В то время на сцене играли только мужчины. Одной из первых женщин, осмелившейся нарушить законы шариата и выйти на театральные подмостки, была актриса С. Гизатуллина-Волжская, которую поэт Габдулла Тукай назвал «солнцем татарской сцены».
Кроме произведений молодых татарских драматургов в репертуар первого татарского театра входили и спектакли, поставленные по пьесам Гоголя, Чехова, Горького. Использование русской классики было хорошей школой для молодой татарской драматургии. До 1917 года театр не имел своего помещения и не финансировался государством.
Образование профессионального театра было тесно связано с именем И. Кудашева-Ашказарского. В июле 1907 г. труппа Кудашева-Ашказарского в Казани дала спектакли «Невежество и ученость», «Шариат и эпоха», «Хирургия».
В рецензии на спектакли Г. Камал отмечал наличие талантов в труппе и высказал пожелание, чтобы в дальнейшем она была более разборчива в выборе произведений.
В 1908 г. постановки спектаклей учащаются, некоторые труппы получают названия. Одна из таких трупп носила название «Яшьлэр» («Молодежь»). Состав ее был достаточно представительный, способный осилить и крупные пьесы.
В январе 1908 г. в Новом клубе труппа «Яшьлэр» поставила драму азербайджанского писателя Н. Вазирова «Мосибате Фахретдин». Эта же труппа 14 июля 1908 г. поставила комедии «Хозяин и приказчик», «Поиски жениха».
В эти годы в Казани, кроме труппы «Яшьлар» функционировала и небольшая труппа под руководством Закира Саетзаде. Она состояла преимущественно из приказчиков и завоевала среди населения заметное признание. 3. Саетзаде для этой труппы создал пьесу «Несчастная Бибижиган».
Широкую популярность и славу среди казанцев, как и среди всего татарского населения, снискала труппа «Сайяр» («Передвижная»), деятельность которой является яркой страницей истории национального театра. В ее репертуаре почетное место занимали такие произведения Г. Камала, как «Первое представление», «Ради подарка», «Распутство», «Банкрот», «Тайны нашего города». В составе труппы «Сайяр» всенародную известность получили один из основателей татарского театра Г. Кариев, В. Муртазин-Иманский, первые татарские артистки С. Гиззатуллина-Волжская, Г. Болгарская и др.
В составе труппы, которая претерпевала изменения, в разное время находились также К. Тинчурин, Б. Болгарский, Н. Сакаев, Г.Мангушев, Утяй, Г. Камал, 3.Баязитский, Дж. Байкин, С. Байкина, М. Иманская и другие.
Молодой татарский театр в годы столыпинской реакции, несмотря на жестокие преследования, угрозы и оскорбления со стороны реакционных сил и духовенства, притеснения царской администрации и цензуры, с честью выполнял свою задачу по просвещению, эстетическому воспитанию татарского населения. Своими прогрессивными произведениями, постановками он неустанно распространял демократические идеи.
С труппой «Сайяр» неразрывно связано имя выдающегося татарского драматурга К. Тинчурина. В 1900 г. тринадцатилетним мальчиком Карим Тинчурин приехал в Казань в поисках счастья. Он поступил в духовную мусульманскую школу — медресе, но в 1906 г его исключили, заподозрив в неблагонадежности. участие в революционном движении.
С 1907 г. он был артистом татарской театральной труппы «Сайяр».
Для этой труппы Тинчурин и написал свои первые пьесы.
Когда в 1918 г. в Казани была создана государственная театральная труппа, он стал ее художественным руководителем. Здесь были созданы лучшие произведения писателя: «Берегись, взорвется!», «Американец», «Без ветрил», «Голубая шаль», «Страна», «На Кандре».
С началом первой мировой войны в Казани закрылся Восточный клуб, где ставились татарские спектакли, часть артистов была призвана в армию. У Г. Кариева обострилась болезнь горла. Все это заставило «Сайяр» открыть сезон 1914/15 годов с опозданием. «Сайяр» в этот сезон ставил в Казани такие произведения, как «Несчастный юноша», «Распутство», «Ради подарка» Г. Камала, «Голод велел» Я. Вали, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Артист» Г. Кариева и др. В репертуаре труппы находились такие пьесы легкого жанра: «Из-за любви», «Жертва знахарей», «Наша эпоха», «Находка», «Малая война», «Беглецы», «Денщик Гали», «Ревнивый муж» и др.
По актуальности поставленных проблем и оригинальности их решения выделялась драма реалистического содержания «Неравные» Ф. Амирхана,
В начале 1916 г. «Сайяр» приняла у Ш. Камала комедию «Хаджи женится». Однако из-за запрещения со стороны цензуры, пьеса до зрителя не дошла. Премьера спектакля «Хаджи женится» прошла лишь год спустя в Казанском театре Большой драмы 22 января 1917 г. В ноябре 1916 г. «Сайяр» поставила в Казани комедию А. Н. Островского «Доходное место». В этом, спектакле дебютировала Ф. Ильская — в будущем народная артистка РСФСР и ТАССР.
В годы войны труппа «Сайяр» ставила также «Грозу» и «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Ревизора» и «Женитьбу» Н. В. Гоголя, комедии Ж. Мольера, произведения Ф. Шиллера. Эти спектакли показывали, что в канун Февральской революции Казанский театр постановкой реалистических произведений стремился идти в ногу с эпохой и твердо стоял на прогрессивных демократических позициях.
После Октябрьской революция перед татарским театром появились новые возможности для творческого роста. В это время татарский театр рос и развивался под влиянием русской театральной культуры. Знаменательно, что первой постановкой татарской драматической труппы, осуществленной после Октябрьского переворота (31 октября 1917 года) была пьеса Горького «Мещане». В годы гражданской войны и иностранной интервенции многие татарские артисты работали при войсковых частях на фронте и в запасных батальонах, выступая перед бойцами.
В 1919 г. при Татарском запасном батальоне работал в качестве артиста «отец татарской драматургии» Галиасгар Камал. На восточном и других фронтах побывали: первая татарская артистка Гизатуллина-Волжская, Х. Абжалилов, Н. Сакаев, Н. Таждарова, М. Сульва, Синяева, Тарханов, Кудашев и другие.
В конце 1918 года в Казани возникла национальная советская драматическая студия, а в 1922 году — театральный техникум, который стал готовить профессиональных артистов для татарской сцены. В эти годы репертуар театра обогатился произведениями первых татарских драматургов Г. Камала, Ш. Камала, М. Файзи, К. Тинчурина. С большим успехом шли в театре тех лет постановки по пьесам Тази Гиззата, Шарифа Камала, Хади Такташа. Расцвело мастерство таких актеров, как Г. Болгарская, Ф. Ильская, Х. Уразиков, Х. Абжалилов, 3. Султанов.
Сразу же после гражданской войны во многих городах и аулах стали стихийно возникать самодеятельные и профессиональные театральные коллективы. А 1920 год, когда образовалась Татарская АССР, стал поистине переломным в истории национальной сцены. В этом году был создан первый Татарский государственный театр, который впоследствии стал называться академическим.
Первая его труппа сложилась из двух ранее существовавших в Казани: трупп — «Сознание», ставившей спектакли в клубе при Крестовниковском заводе, и другой, находившейся при военном ведомстве. Открытие постоянного театра привлекло в Казань и татар-артистов, выступавших в подобных труппах или обучавшихся в Москве, Астрахани, Оренбурге.
Организовался крепкий коллектив, который в течение немногих лет добился значительного мастерства, тем более замечательного, что оно было достигнуто людьми, недавно вступившими на поприще сложного сценического искусства.
Репертуар молодого театра слагался из следующих пьес: драм и комедий Г. Камала, о которых отчасти упоминалось раньше; драмы «Молодая жизнь» Г. Кулахметова (из жизни татар-рабочих в 1905 — 1907 гг., написана под заметным влиянием М. Горького и впервые поставлена в 1918 г.); комедии «Хаджи женится» Ш. Камала; драмы «Галиябану» М. Файзи; сатирической комедии Н. Исанбета «Гижжат» («Переселение»); драмы М. Гафури «Красная звезда» (1926 г.) и др.
Из русских переводных произведений прочно в репертуар вошли «На дне» и «Мещане» Горького, «Вишневый сад» Чехова, «Ревизор» Гоголя. Большую популярность снискала игра артистов Г. Болгарской, Ф. Ильской, Г. Камской, Х. Абджалилова, С. Айдарова, М. Сульвы и других. Многие из них прошли хорошую сценическую школу и практику в московских театрах. В позднейшие годы выдвинулись такие режиссеры, как Р. Ишмуратов, М. Сарымсаков, К. Тумашева.
В 1926 г. Татарский драматический театр получил новое здание, в дни двадцатилетия ему было присвоено наименование «академического».
Русский театр в этот период лишился своего большого хорошего здания, сгоревшего в 1919 г. Это отразилось на оформлении спектаклей. Но русские артисты, режиссеры, декораторы давали драматические и оперные спектакли на высоком современном уровне. Залы были переполнены, привлекая нового зрителя.
Первым спектаклем, которым открылся русский драматический театр после революции, была постановка «Мистерии Буфф» В. Маяковского. С интересом были встречены пьесы А. Луначарского «Королевский брадобрей», «Слесарь и канцлер», с успехом про шли постановки «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, «Разлом»» Б. Лавренева.
Ставились классические и советские произведения. В 1923-1925 годах на Казанской сцене с неизменным успехом выступал замечательный артист И.А.Слонов, известный не только в Поволжье. Тогда же казанцам полюбилась игра А.М. Кречетова, особенно в роли Петрония в инсценировке романа Г.Сенкевича «Камо грядеши?»
В этот период в Большом драматическом театре имени В. И. Качалова шли также пьесы М. Горького, А. Ромашова, В. Биль-Белоцерковского, Л. Сейфуллиной, К. Тренева. Важное место в его репертуаре занимала русская классика.
Большой драматический театр всегда был тесно связан с искусством татарского народа, оказывая большое влияние на его развитие. Он не раз обращался к произведениям татарской драматургии. На его сцене были поставлены драма Ш. Камала «Воронье гнездо», комедия Г. Камала «Банкрот», драмы Н. Исанбета «Мулланур Вахитов», Р. Ишмуратова «Бессмертная песнь».
В двадцатых и тридцатых годах в Казанском Большом русском драматическом театре трудились такие великолепные актеры, как А.И.Царев, М.И.Жаров, П.О.Герага, В.В.Белокуров, Ф.В.Григорьев, Н.И.Якушенко, Е.Е. Жилина, Г.П.Ардаров, Л.П.Милова, А.Д.Гусев, Я.Б. Мацкевич, И.В.Загорский и другие. Тогда же казанцы оценили замечательный голос выдающегося оперного артиста М. Д. Михайлова, жившего в 1920-х годах в Казани.
В середине 1920-х годов появилась в Казани и Татарская опера с постановкой первого музыкального спектакля «Сания», авторами которого были музыканты-самородки Газиз Альмухамедов, Султан Габаши. Композитор Василий Виноградов оказал энтузиастам помощь. Опера «Сания» была поставлена на сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала при участии оркестра и хора Казанского восточного музыкального техникума.
Дирижером выступал директор музыкального техникума А.А.Литвинов. Опера имела большой успех. А через пять лет, в 1930 году, на той же сцене увидела свет еще одна опера тех же авторов — «Эшче» («Рабочий).
На оперной сцене выдвинулись многие молодые талантливые артисты оперы и драмы: А. Измайлова, 3. Байрашева, Г. Кайбицкая, М. Рахманкулова, С. Айдаров, Ф. Маннапов и другие. Искусство Измайловой высоко оценил М. Горький, когда он с ней познакомился в 1928 г.
Официальным же днем рождения профессиональной татарской оперы считается 17 июня 1939 года. В этот день вновь созданная музыкальная труппа дебютировала перед казанскими любителями музыки в опере «Качкын» («Беглец») Назиба Жиганова.
Этому выдающемуся событию в культурной жизни республики предшествовала большая организаторская работа. Неоценимый вклад в создание национального оперного театра сделали педагоги Московской консерватории. Исполнителями первого оперного спектакля явились выпускники татарской оперной студии, заблаговременно созданной в столице.
Среди них были такие выдающиеся певцы, как Галия Кайбицкая, Марьям Рахманкулова, Сара Садыкова, Мунира Булатова, Халида Забирова, Фахри Насретдинов и другие. С этой постановки начинает свое существование Казанский театр оперы и балета.
Позднее театр поставил историко-героическую оперу «Ирек» Н. Жиганова, оперу «Галиябану» М. Музаффарова.
Целым событием в развитии татарского музыкального театра было создание первого национального татарского балета Фарида Яруллина «Шурале» и легендарно-героической оперы Назиба Жиганова «Алтынчеч» («Золотоволосая»).
Эти два спектакля и поныне являются украшением не только казанского, но и многих других театров оперы и балета страны.
Неизгладимый след в истории театра оставила деятельность М. Джалиля, который возглавлял его литературную часть в трудный период становления. Позднее театру было присвоено имя этого выдающегося поэта.
В 1930-е годы в Казани появились еще три театра. В 1933 году был создан Татарский государственный передвижной театр как филиал Татарского академического театра имени Г. Камала. Первый спектакль по пьесе Карима Тинчурина «Семья Булат-бабая» был показан в октябре 1933 года труженикам села Шали нынешнего Пестречинского района.
И с тех пор этот своеобразный творческий коллектив, не имея постоянной сцены, не имея порой элементарных условий для актеров, всегда находясь на колесах, вел неустанную работу по приобщению жителей аулов к искусству. В республике не было такого места с татарским населением, где бы с благодарностью не отзывались об этих энтузиастах. За год передвижной театр успевал обслужить более 100 тысяч человек.
Первоначально театр базировался в Спасской башне Кремля. После переезда театра имени Г. Камала в новое здание, освободившееся здание театра на улице Горького было передано передвижному театру, получившему название «Театр имени К. Тинчурина».
Казанский театр юного зрителя имени Ленинского комсомола — ТЮЗ, располагающийся на ул. Островского, 10, существовал с 1932 года как самодеятельный творческий коллектив. Официальное открытие ТЮЗа как профессионального государственного театра состоялось 15 сентября 1935 года. В этот день молодым зрителям Казани был показан спектакль по пьесе Шиллера «Разбойники». Главным режиссером театра был назначен А.Ю. Вилинский-Боголюбов.
В 1942 году в состав труппы влились артисты эвакуированного в Казань Сталинградского ТЮЗа. В ноябре 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Казанскому театру юного зрителя было присвоено имя Ленинского комсомола.
Казанские тюзовцы не раз с успехом выступали на подмостках Москвы, Ленинграда и других крупных городов страны, занимали призовые места, участвуя на конкурсе творческих коллективов молодежных театров. Основу репертуара театра составляли пьесы русской и зарубежной классики, поднимающие темы мужества, любви к родине, дружбы и товарищества.
Казанский театр кукол, находящийся на улице Луковского, 11, был создан летом 1934 года. Инициатором его создания выступил С.М.Мерзляков.
В нем работали татарская и русская труппы. Небольшой творческий коллектив, состоящий всего из 37 человек, вел серьезную работу по воспитанию подрастающего поколения. Плодотворно трудились в кукольном театре Марьям Хисамова, Борис Рычков, Фуат Тагиров, художники Петр Троицкий, Анатолий Азимов и другие. Спектакли театра пользовались большой любовью детворы. Коллектив работал в тесном сотрудничестве с местными драматургами.
Театры Казани не прекращали напряженной творческой работы и в трудных условиях военного времени. Жизни молодежи в предвоенные годы и ее участию в войне с фашизмом были посвящены оперы «Ильдар» Н. Жиганова и «Фарида» М. Юдина. Героико-патриотическая тема лежала в основе сказочно-легендарной оперы «Тюляк» Н. Жиганова. В эти годы Татарский академический театр поставил драму М. Амира «Минникамал», Большой драматический театр — пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука.
В послевоенный период в работе театров наблюдался новый подъем. В Татарском государственном академическом театре продолжали работать видные драматурги М. Амир, Н. Исанбет, Т. Гиззат и другие и такие артисты, как Х. Абджалилов, В. Абсалямов, Г. Булатова, Г. Болгарская, Ф. Ильская, Н. Сакаев, 3. Султанов, Н. Таждарова, Х. Уразиков, А. Уральский, К. Камиль, Ш. Шамильский.
Репертуар театра, главным образом, состоял из классических татарских, русских, западноевропейских произведений. Новых пьес было мало. В военные и послевоенные годы появились пьесы из жизни выдающихся людей Казани, как-то: «Тукай», «Пугачев в Казани», «Каюм Насыри», «Мулланур Вахитов». Последняя из них (автор Н. Исанбет) была переведена на русский язык и ставилась на сцене Большого театра имени В. И. Качалова.
В дальнейшем Татарский драматический театр обогатился и новым репертуаром, и улучшенным качеством спектаклей, и артистическими талантами. Некоторые пьесы имели чрезвычайный успех (например, «Худжа Насретдин» ставился в течение трех лет 300 раз).
О творческих достижениях театра свидетельствует также и то, что он осуществил сложные и монументальные постановки Гоголя, Горького, Островского, Вс. Иванова, Корнейчука, Фурманова, а также «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера, «Тартюф» Мольера, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Хозяйка гостиницы» Гольдони и др. Особым успехом пользовалась страстная и вдохновенная игра Камала, Ф. Ильской, Х. Уразикова, Х. Абдулова, Ш. Шамильского и др.
В 1957 году за успехи в развитии татарского национального искусства коллектив театра был награжден высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
На спектаклях Татарского академического театра имени Галиасгара Камала, не существовало отныне «языкового барьера» — театр начал вести постановки с параллельным переводом на русский язык и трансляцией через наушники.
Русский государственный Большой драматический театр имени В. И. Качалова под руководством режиссеров Е. А. Простова, М. Л. Литвинова и других в послевоенные годы поставил ряд прекрасных спектаклей, получив широкое признание не только в Казани. Центральная пресса высоко оценила, например, гастроли театра в Ленинграде в 1949 г.
Творческий коллектив театра был богат опытными мастерами и молодыми талантами. Выдающимися актерами в это время являлись Г. П. Ардатов, А. Д. Гусев, Е. Е. Жилина, И.В.Загорский; Е. В. Лисецкая, Н. С. Проваторов, В. М. Павлова, Л. С. Шмидт, Н. И. Якушенко и другие.
26 апреля 1954 г. театр отметил 150 лет своего существования. Его огромная культурная роль была признана страной. Юбиляр получил поздравления, приветствия со всех концов СССР. В 1954 году, отмечая заслуги театра и в связи с его 150-летием, Советское правительство наградило его орденом Трудового Красного Знамени.
Театр показал в юбилейной декаде лучшие свои постановки: «Семья», «Порт-Артур», «Не называя фамилий», «Опасный спутник», «На дне», «Мертвые души» и др. В 1955 г. на сцене была поставлена пьеса М. Н. Елизаровой «Юность буревестника» из жизни Горького в Казани.
Татарский государственный театр оперы и балета в послевоенные годы также продолжал развивать свою деятельность. Репертуар его был довольно обширен. В него входили русские и западноевропейские классические оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Снегурочка», «Царская невеста», «Борис Годунов», «Демон», «Травиата», «Риголетго», «Фауст», «Чио-чио-сан» и т. д.) Ставились также советские оперы и оперетты, произведения татарских композиторов.
Из балетных постановок тех лет лучшими являлись «Лебединое озеро» и «Бахчисарайский фонтан».
В театре наряду с классическими операми и балетами с успехом шли произведения местных композиторов. Более полно раскрылось сценическое мастерство артистов Г. Кайбицкой, А. Аббасова, М. Булатовой, Ф. Насретдинова, М. Рахманкуловой, 3. Хисматуллиной, Р. Биляловой, И. Ишбулякова, А. Нарыкова, Г. Калашниковой, А. Гацулиной, С. Хайруллина. В 1956 году театр открыл свой сезон в новом здании, построенном по проекту архитекторов И. Гайнутдинова и Н. Скворцова.
В последующие годы наряду с постановкой опер Бородина и Глинки, Прокофьева и Щедрина театр оперы и балета возродил к новой жизни балет Ф. Яруллина «Шурале» и музыкальную комедию Дж. Файзи «Башмачки», поставил балеты «Две легенды» Н. Жиганова и «Водяная» А. Бакирова.
К семидесятым годам в активе театра имени Мусы Джалиля было 13 национальных опер, 5 балетов, столько же музыкальных комедий, оперетт и музыкальных пьес. Среди них ставились национальные балеты «Шурале», «Кисекбаш», «Горная быль», оперы «»Алтынчеч», «Джалиль». Со сцены театра не сходили лучшие образцы русской и мировой классики.
В эти годы были талантливо поставлены «Пер Гюнт» Грига, «Большой вальс» Штрауса, «Тропы грома» Кара Караева, «Екатерина Измайлова» Шостаковича, «Трубадур» Верди и другие спектакли. Наряду с ветеранами сцены народными артистами РСФСР М. Булатовой, Ф. Насретдиновым успешно выступала молодежь.