История мечети Нурулла

История мечети Нурулла

Мечеть Нурулла(Нурулла мәчете,«Седьмая соборная мечеть»,«Главная мечеть», «Сенная»,«Базарная мечеть»), Казань, Республика Татарстан — культовое сооружение, построенное в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе.

Сенной базар являл собой торговый, общественный и культурный центр Старотатарской слободы тех лет – шумное, разноголосое место, населенное бойким пестрым торговым и ремесленным людом.

Мечеть Нурулла была возведена в 1845-49 годах на средства купца Губайдуллы бин Мухаммед-Рахим бин Юнус бин Ишбулат бин Ишмурат аль-Казани.
Автором проекта стал губернский архитектор А. И. Песке.

Мечеть Нурулла старинное фото

Название «Базарная мечеть», употребленное Каюмом Насыри, среди прочих,называемая также Юнусовской, Сеннобазарной, Главной, пожалуй, наиболее соответствовало предназначению этого здания, поскольку характеризовало ее в уникальной для города функции. В то же время оно имеет множество аналогий в городах Востока.

С возведением мечети завершилось формирование Сенного базара как общественно-торгового центра татарской части Казани, концентрировавшейся именно вокруг этой площади, где мечеть играла роль ее композиционной доминанты.
В нижний части здания были специально предусмотрены торговые ряды, расположившиеся справа и слева от него по периметру квартала.
В 1890—1908 годах обязанности имам-хатиба исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты «Азат» Габдулла Абдулкаримович Апанаев.

Мечеть Нурулла стала главным по своему значению мусульманским культовым зданием Казани. Масштабы и объем этого здания заметно выделялись над затесненной средой базарной площади и зрительно фокусировали это сложное городское пространство. В плане мечеть представляет собой многоугольник с купольным, овальным в плане центральным залом, выделенным монументальными аркадами.

Обширные плоскости неоштукатуренных стен здания украшались витиеватыми рельефными арабесками и затейливыми витражами окон.
Отдельно стоящий перед зданием трехъярусный минарет, в основании которого находится стрельчатая арка входа, соединен с мечетью крытым коридором.

В обе стороны от подошвы минарета тянется цепочка торговых лавок и складских помещений, выходящих в хозяйственный внутренний двор.

Мечеть Нурулла

В декоре фасадов, выполненных в характере российской архитектуры «нового вкуса», присутствовали отдельные детали, придававшие им местный колорит.
Здание было ярко раскрашено.
На светло-сером фоне стен выделялись цветные орнаментальные узоры и наличники, стены лавок были окрашены в сочетания серого, красного и черного цветов.

До 1992 года мечеть использовалась для жилья и офисов. Постановлением Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.01.1981 была признана памятником архитектуры.

В 1992 году мечеть была переименована в «Нурулла» и была возвращена верующим. В 1990—1995 восстановлена Р. В. Билаловым, тогда же был восстановлен минарет.

Мечеть Нурулла стала первым опытом культового строительства постклассического периода в Казани.
Памятник татарской культовой архитектуры, являющийся этапным в ее развитии и положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания. Выдержан в стиле эклектики национально-романтического направления.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.