Мечеть Нурулла(Нурулла мәчете,«Седьмая соборная мечеть»,«Главная мечеть», «Сенная»,«Базарная мечеть»), Казань, Республика Татарстан — культовое сооружение, построенное в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе.
Сенной базар являл собой торговый, общественный и культурный центр Старотатарской слободы тех лет – шумное, разноголосое место, населенное бойким пестрым торговым и ремесленным людом.
Мечеть Нурулла была возведена в 1845-49 годах на средства купца Губайдуллы бин Мухаммед-Рахим бин Юнус бин Ишбулат бин Ишмурат аль-Казани.
Автором проекта стал губернский архитектор А. И. Песке.
Название «Базарная мечеть», употребленное Каюмом Насыри, среди прочих,называемая также Юнусовской, Сеннобазарной, Главной, пожалуй, наиболее соответствовало предназначению этого здания, поскольку характеризовало ее в уникальной для города функции. В то же время оно имеет множество аналогий в городах Востока.
С возведением мечети завершилось формирование Сенного базара как общественно-торгового центра татарской части Казани, концентрировавшейся именно вокруг этой площади, где мечеть играла роль ее композиционной доминанты.
В нижний части здания были специально предусмотрены торговые ряды, расположившиеся справа и слева от него по периметру квартала.
В 1890—1908 годах обязанности имам-хатиба исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты «Азат» Габдулла Абдулкаримович Апанаев.
Мечеть Нурулла стала главным по своему значению мусульманским культовым зданием Казани. Масштабы и объем этого здания заметно выделялись над затесненной средой базарной площади и зрительно фокусировали это сложное городское пространство. В плане мечеть представляет собой многоугольник с купольным, овальным в плане центральным залом, выделенным монументальными аркадами.
Обширные плоскости неоштукатуренных стен здания украшались витиеватыми рельефными арабесками и затейливыми витражами окон.
Отдельно стоящий перед зданием трехъярусный минарет, в основании которого находится стрельчатая арка входа, соединен с мечетью крытым коридором.
В обе стороны от подошвы минарета тянется цепочка торговых лавок и складских помещений, выходящих в хозяйственный внутренний двор.
В декоре фасадов, выполненных в характере российской архитектуры «нового вкуса», присутствовали отдельные детали, придававшие им местный колорит.
Здание было ярко раскрашено.
На светло-сером фоне стен выделялись цветные орнаментальные узоры и наличники, стены лавок были окрашены в сочетания серого, красного и черного цветов.
До 1992 года мечеть использовалась для жилья и офисов. Постановлением Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.01.1981 была признана памятником архитектуры.
В 1992 году мечеть была переименована в «Нурулла» и была возвращена верующим. В 1990—1995 восстановлена Р. В. Билаловым, тогда же был восстановлен минарет.
Мечеть Нурулла стала первым опытом культового строительства постклассического периода в Казани.
Памятник татарской культовой архитектуры, являющийся этапным в ее развитии и положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания. Выдержан в стиле эклектики национально-романтического направления.