Урманче Баки Идрисович

Урманче Баки Идрисович

Урманче Баки Идрисович известный татарский живописец, скульптор,Народный художник Татарстана и Российской Федерации родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкене(село Черки-Гришино) Буинского района Республики Татарстан.

Баки Идрисович был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье имама деревенской мечети Идриса и мастерицы-вышивальщицы Махджубы Урманче, имел шесть сестер, двух братьев.
Дед его Хасан Урманче жил трудом красителя. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями и в семье Урманче.
Рисовал и лепил он с самого раннего детства. Десяти лет он приехал в Казань с уже оформившимся желанием научиться хорошо рисовать. Но в медресе рисованию не учили, а двери Художественной школы для татар были практически закрыты. Б.Урманче много ездил по стране.

В юности он был шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, учителем на Тамбовщине, в годы первой мировой войны служил в Средней Азии.

В 1917 г.Семья переезжает в деревню Малые Салтыки (Тетюшского уезда Казанской губ., ныне – Камско-Устьинского района РТ).Осенью Баки Урманче приезжает в Казань и поступает учиться в новометодное медресе «Мухаммадия».

В 1914 г.Из-за тяжёлого финансового положения семьи бросает учёбу в медресе и уезжает на заработки на Урал.

Урманче Баки семья

В 1915 г.Живёт в Тетюшах и готовится к поступлению в Казанскую художественную школу. Переезжает в Донбасс, работает шахтёром.



С 1916-1917.Возвращается в Казань.Служба в армии в Казахстане и Средней Азии.После февральской революции вовлекается в революционную работу, избирается солдатским депутатом.

в 1918 году, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии.

Он стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда он поступил в 1919 году, затем во ВХУТЕМАСе в Москве. Во ВХУТЕМАСе Урманче учится на двух факультетах, скульптуре – в мастерской А.Голубкиной, и живописи – у А.Шевченко.

В 1926 году, закончив институт, художник возвращается в Казань. Работает завучем и преподавателем Художественной школы (в те годы – техникума), создает и собственные полотна, организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи, делает иллюстрации, читает лекции и руководит секцией искусства в Доме татарской культуры.

В 1929 году Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади попал в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), удалось вернуться ему одному через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было и художник перебирается в Москву, со временем его принимают в Союз художников, посылают в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получают признание.

В 1934 году он принял участие в Первой выставке молодых художников России.

В 1937 году художника принимают в члены Московского отделения Союза художников, приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В 1941—1956 годах Баки Урманче работал в Казахстане, где им были созданы: портретная галерея деятелей истории и культуры республики (Дины Нурпеисовой, М. О. Ауэзова, 1941; С. Муканова, С. И. Жандарбековой, К. И. Сатпаева, 1943; М. Габдуллина, 1945; С. Д. Луганского, 1946); исторические полотна «Штаб Амангельды» (1944), «Абай за работой» (1945), «Великий переход Джангильдина» (1948); многочисленные пейзажи Алма-Аты, Балхаша, Гурьева; скульптурные работы — бюст П. М. Виноградова (1957), проекты памятников Абаю (1944), ибн-Сине (1956); монументально-декоративные — барельефы, фигуры («Забойщик», «Матрос»), композиция «Мир» (1954, Дворец культуры, город Балхаш), майоликовое панно и скульптура (1954, Балхашский медеплавильный завод); графические — иллюстрации к роману М. О. Ауэзова «Абай» (1946), к казахским сказкам (1950).

После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии Урманче удачно работает по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве в 1958 году.

Баки Урманче художник и скульптор
Заложив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний Б.Урманче едет на родину, в Казань.

В 1957 году возвращается в Казань. В Казани он ощущает новую волну вдохновения и создаёт художественные произведения нового качества.
Темой его творчества становится создание скульптурных портретов деятелей татарской культуры.
В 1976 году он создает Тукаевский комплекс, посвященный поэту Габдулле Тукаю.

Умер Баки Идрисович Урманче в возрасте 93 лет 6 августа 1990 года. Похоронен на Татарском кладбище в Казани рядом с могилой Тукая.

Награды и звания:

Hародный художник ТАССР» (1960 г.),
лауреат Республиканской премии ТАССР им. Г. Тукая (1967 г.),
народный художник РСФСР. (1982 г.),
заслуженный художник Казахской ССР,

Орден Трудового Красного Знамени (1977 г.),
орден Дружбы народов (1987 г.),
почётная грамота Татарского обкома КПСС и Совета министров ТАССР(1979 г.),
почетный гражданин г. Казани.(1987 г.).




Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.