Кул Шариф Хаджитархани ( Мухаммад-Шариф) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татарского народа, возглавивший в октябре 1552 года оборону столицы Казанского ханства от войск московского князя Иоанна IV ( Иван Грозный).
Кул Шариф в последние дни жизни ханства являлся главой местного мусульманского духовенства.
Татары считали Кул-Шарифа великим героем и «амиром».
Потомков пророка Мухаммеда, которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну ибн Али, мусульмане называют сеидами. Кул Шариф принадлежал к этому роду и также считался сеидом.
Это подтверждают современные историки, которые опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых из Касимовского ханства.
В XV—XVI веках каждое отдельное татарское ханство имело по несколько сеидов. Лишь один из них мог быть верховным сеидом.
По данным из истории, Кул Шариф был крымским сейидом, некоторое время проживал в Астраханском ханстве с сейидом Мансуром, который предположительно был его отцом.
Поэт описал трагедию татарского народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». (1550)
«Ей неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Тенгри и помощи ангелов. Из-за такой тяжелой ситуации падишахи города Казани обеспечивают безопасность своего государства путем соглашения со страной кяфиров. Было так: для благополучия народа и ради его жизни заключали договор с Москвой, между двумя сторонами ходили послы, обеспечивая взаимопонимание».
В 1551 году началось новое наступление русских войск, которые в июне обступили Казань. Настали тяжелые времена, и казанцы дрогнули: они послали «к Шигалею и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленети их не велел, а дал бы им на государство царя Шигалея, а Утемешь-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею» (Патриаршая летопись).
С таким предложением к хану Шах Али и русским воеводам приезжали «мулла» Кул Шариф и тюменский «князь» Бибарс Растов. Но они действовали не самостоятельно, а выполняли волю «всей земли Казанской», что отчетливо видно из грамоты казанцев, отправленной тогда Ивану IV.
Кул Шариф погиб при взятии Казани русскими в 1552 году. Марджани, опираясь на народные предания, сообщает, что Кул Шариф со своими последователями, объединенными в особое военное подразделение — «полк», состоявший из молодых дервишей и суфиев, оборонялся отступая, вплоть до здания медресе, потом поднялся на его крышу, где был заколот, и упал вниз. Так трагически прервалась жизнь этой выдающейся личности эпохи Казанского ханства.
Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом.
В его честь названа мечеть Кул-Шариф, построенная в 1996—2005 годах в Казанском кремле на месте разрушенной старой мечети.