Кул Шариф

Кул Шариф имам

Кул Шариф Хаджитархани ( Мухаммад-Шариф) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татарского народа, возглавивший в октябре 1552 года оборону столицы Казанского ханства от войск московского князя Иоанна IV ( Иван Грозный).

Кул Шариф в последние дни жизни ханства являлся главой местного мусульманского духовенства.

Татары считали Кул-Шарифа великим героем и «амиром».

Потомков пророка Мухаммеда, которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну ибн Али, мусульмане называют сеидами. Кул Шариф принадлежал к этому роду и также считался сеидом.
Это подтверждают современные историки, которые опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых из Касимовского ханства.

В XV—XVI веках каждое отдельное татарское ханство имело по несколько сеидов. Лишь один из них мог быть верховным сеидом.
По данным из истории, Кул Шариф был крымским сейидом, некоторое время проживал в Астраханском ханстве с сейидом Мансуром, который предположительно был его отцом.



Поэт описал трагедию татарского народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». (1550)

«Ей неот­ку­да ждать по­мо­щи и под­держ­ки, кро­ме по­кро­ви­тель­ства Тен­гри и по­мо­щи ан­ге­лов. Из-за та­кой тя­же­лой си­ту­а­ции па­ди­ша­хи го­ро­да Ка­за­ни обес­пе­чи­ва­ют без­опас­ность сво­е­го го­су­дар­ства пу­тем со­гла­ше­ния со стра­ной кя­фи­ров. Было так: для бла­го­по­лу­чия на­ро­да и ради его жиз­ни за­клю­ча­ли до­го­вор с Москвой, между двумя сторона­ми хо­ди­ли по­слы, обес­пе­чи­вая вза­и­мо­по­ни­ма­ние».

В 1551 году на­ча­лось но­вое на­ступ­ле­ние рус­ских войск, ко­то­рые в июне об­сту­пи­ли Ка­зань. На­ста­ли тя­же­лые вре­ме­на, и ка­зан­цы дрог­ну­ли: они по­сла­ли «к Ши­га­лею и к во­е­во­дам бити че­лом, что­бы го­су­дарь по­жа­ло­вал, гнев свой им от­дал, а пле­не­ти их не ве­лел, а дал бы им на го­су­дар­ство царя Ши­га­лея, а Уте­мешь-Ги­рея царя го­су­дарь к собе взял и с ма­те­рию Сю­юн­би­ка-ца­ри­цею» (Пат­ри­ар­шая ле­то­пись).

С та­ким пред­ло­же­ни­ем к хану Ша­х А­ли и рус­ским во­е­во­дам при­ез­жа­ли «мул­ла» Кул Ша­риф и тю­мен­ский «князь» Бибарс Рас­тов. Но они дей­ство­ва­ли не са­мо­сто­я­тель­но, а вы­пол­ня­ли волю «всей зем­ли Ка­зан­ской», что от­чет­ли­во вид­но из гра­мо­ты ка­зан­цев, от­прав­лен­ной то­гда Ива­ну IV.

Кул Ша­риф по­гиб при взя­тии Ка­за­ни рус­ски­ми в 1552 году. Мар­джа­ни, опи­ра­ясь на на­род­ные пре­да­ния, со­об­ща­ет, что Кул Ша­риф со сво­и­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми, объ­еди­нен­ны­ми в осо­бое во­ен­ное под­раз­де­ле­ние — «полк», со­сто­яв­ший из мо­ло­дых дер­ви­шей и су­фи­ев, обо­ро­нял­ся от­сту­пая, вплоть до зда­ния мед­ре­се, по­том под­нял­ся на его кры­шу, где был за­ко­лот, и упал вниз. Так тра­ги­че­ски пре­рва­лась жизнь этой вы­да­ю­щей­ся лич­но­сти эпо­хи Ка­зан­ско­го хан­ства.

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом.

Мечеть Кул Шариф

В его честь названа мечеть Кул-Шариф, построенная в 1996—2005 годах в Казанском кремле на месте разрушенной старой мечети.



Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.