Ибрагимов Абдурашид Гумерович

Ибрагимов Абдурашид Гумерович

Ибрагимов Абдурашид Гумерович (1857-1944) татарский мусульманский имам, кади , проповедник и публицист. Сторонник идей панисламизма(духовное единство мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности)судья, которые распространял начиная с 1908 года, опираясь на поддержку Японии.
Родился 23 апреля 1857 года в городе Тара Тарского уезда Тобольской губернии Западно-Сибирского генерал-губернаторства, ныне административный центр Тарского района Омской области.

Его предки по языку и происхождению являлись тюрками. Был брат Измаил.

Абдрашит Ибрагимов относил себя к татарам, а его отец Гумер был бухарцем.

Дед по отцу Габдрашит был ахуном города Тара, является одним из основателей городской каменной мечети. Мать — Гафифа бине Ибрагим бине Жагъфар (1871), около 40 лет учительствовала, а отец матери — Ибрагим происходил из башкир села Альменево, в городе Таре служил муллой.

Учился с семи лет, получил начальное образование от учителя по имени Зейналбашир, а с 10 лет — в медресе села Альменево. В 17 лет остался круглым сиротой и уезжает в город Тюмень, где продолжает свое обучение в медресе «Яна авыл», а далее — в медресе села Кшкар (ныне в Арском районе Татарстана).

В 1878—1879 годах учительствовал в Акмолинской области.

В 1879—1885 годах продолжил своё образование в Медине, Мекке и Стамбуле.

Вернулся в Россию в 1885 году.

С 1885 году служил имам-хатыбом соборной мечети в Таре, там же являлся мударрисом медресе.

В 1892—1894 годах служил кадием Оренбургского магометанского духовного собрания.

В молодости А. Ибрагимов придерживался идей джадидизма.

А. Ибрагимов, ведший антицаристскую пропагандистскую работу с позиций панисламизма среди мусульман России, ставил своей целью освобождение всех мусульманских народов от любого вида колониального угнетения со стороны «неверных».

В этой ситуации Япония, давний конкурент России на Дальнем Востоке — как и Османская империя на западе — являлась естественным союзником панисламистов.

Быстрое индустриальное восхождение Японии восхищало его — как и многих других антиимпериалистически настроенных националистов Востока.

Рассчитывая создать единый антироссийский мусульманский фронт действий, Ибрагимов в 1897 году посещает Османскую империю.



В 1897—1900 гг. совершает путешествие из Стамбула в Египет, Палестину и Хиджаз, затем во Францию, Италию, Австрию, Сербию, Болгарию.

Через юг России на Кавказ, вдоль Каспийского побережья в Бухару, Туркестан, область Семиречья. Сибирским караванным путем вновь возвращается в Тару.

В 1898 году получил право участвовать в выборе гласных Тарской городской думы на второе четырёхлетие 1898—1902 годов.

С 1900 года в Санкт-Петербурге в своей типографии на тюрки выпускал журнал «Миръат» («Зеркало»; 1900—1903, 1907—1909, всего вышло в свет 22 номера), газету «Өлфәт» («Дружба»; 1905—1907, её тиражи достигают 4000 экземпляров), журнал «Нәҗат» («Спасение»; 1907) и на арабском языке — газету «әт‑Тилмиз» («Ученик»; 1906—1907).

В 1902 году получил право участия в выборе гласных Тарской городской думы на третье четырёхлетие 1902—1906 годах.

В 1902 году Ибрагимов, став для Турции неудобной фигурой, получил указание султана Абдул-Хамида II покинуть Османскую империю.

В 1902—1903 годах он впервые посещает Японию, где участвовал в антирусской пропаганде.

Прибыв в 1904 году в Стамбул, он был там арестован, передан российскому консулу и отправлен под охраной в Одессу.

На рубеже 1905—1906 годов Ибрагимов был выпущен на свободу. Будучи ранее членом правления мусульманской общины Оренбурга, он становится одним из руководителей движения Иттифак аль-Муслимин и организатором ряда мусульманских конгрессов.

Был проповедником идеи объединения суннитов и шиитов. На Первом всероссийском мусульманском конгрессе в Нижнем Новгороде главным соперником А. Ибрагимова был Гаяз Исхаков.

1905—1907 годах — член центрального комитета либерально-демократической мусульманской партии Иттифак аль-Муслимин (Союз российских мусульман).

В 1906 году избран выборщиком от Тарского уезда в Государственную думу Российской империи. Занимался торговлей. Однако в 1907 году был устранён от выборов и привлечён к суду, как редактор прогрессивной мусульманской газеты. Отбывал наказание.

В 1907 году Ибрагимов был вынужден продать типографию и отправиться в путешествие.

Вначале он едет в Восточный Туркестан, Самарканд, Бухару, Семиречье, оттуда вновь на родину.

Через некоторое время увозит семью в Казань.

В 1908 году Ибрагимов во второй раз отправился в Японию, в феврале — июне 1909 года жил в Токио. Установил многочисленные контакты с представителями местных националистических обществ как из чиновничества, так и из кругов, близких к правительству Японии.

Особо тесными они были с ультранационалистическим обществом Кокурюкай (Амурский союз, в Англии известный больше как Общество чёрного дракона),

возникшим перед русско-японской войной 1904—1905 и проводившим антизападную, пан-азиатскую политику поддержки экспансии Японии на азиатском материке.

Возвращение А. Ибрагимова в Стамбул финансировалось японским обществом Адзия Гикай (Азия, проснись!) и длилось целый год, так как его маршрут проходил через важные мусульманские центры Китая, Британской и Нидерландской Индий.

В этой поездке он встретился с одним из первых японцев, принявших ислам, с Ямаока Котаро (1880—1959), также членом Кокурюкай, ставшим себя отныне именовать Ёмер Ямаока. Вдвоём они совершили паломничество в Мекку.

В 1910 году, когда А. Ибрагимов прибыл в столицу Турции, у власти там находились младотурки, воспринявшие идеи этого, ставшего уже известным агитатора и проповедника, положительно.

Ибрагимов получил одобрение от местного улема и связанных с ним организаций. Свои наблюдения о положении в Восточной Азии он изложил в работе Alem-i-İslam ve Japonya’da İntişar-ı İslamiyet (Исламский мир и распространение ислама в Японии), где с большим оптимизмом говорил о возможной исламизации японцев.

В последующие годы Ибрагимов издавал в Стамбуле несколько исламских журналов (Sırat-ı Müstakim, Tearüf-i Muslimin), где публиковался также и японский мусульманин Ямаока.

Сын Ибрагимова занимался распространением идей отца в России: в Казани он издаёт исламский журнал. Сам же А. Ибрагимов любил выступать с речами, зачастую имевшими вид проповедей, в которых агитировал за панисламистский единый фронт.

Со временем поняв, что защищаемые им идеи не имеют широкого признания, Ибрагимов сблизился с пантюркистом Энвером-пашой и пытался распространять его идеи среди татарских эмигрантских кругов в Турции.

Для подобной же пропагандистской (подрывной) работы в России ширмой служило Татарское благотворительное общество. В 1913 году Ибрагимов стал главным редактором и издателем газеты İslam Dünyası., выпустив её 27 номеров.

В 1911 году Ибрагимов, по рекомендации Энвера-паши, близким соратником которого он оставался вплоть до смерти паши в 1922, был принят в тайную организацию Teşkilât-ı Mahsusa.

В том же году они оба отправились в Ливию, в Триполи, где высадились итальянские войска, с целью организовать сопротивление мусульманских и бедуинских племён против Италии.

Во время Первой мировой войны Ибрагимов в Германии пытался из пленных-мусульман сформировать военные подразделения, с целью направить их на борьбу с британским колониализмом.

В 1918 году он, как депутат от России, принимал участие в Берлине во 2-м конгрессе организации İhtilal Cemiyetleri İttihadı (бывшей Teşkilât-ı Mahsusa).

В это время А. Ибрагимов на некоторое время сблизился в большевиками.

В 1919—1921 годах перед мусульманами России выступал с призывами бороться против империализма под знаменем советской власти.

С 1921 года Абдрашит Ибрагимов находится в эмиграции.

В 1930—1931 годах жил в Мекке.

Происламская агитация Ибрагимова не имела большого и длительного успеха, в то время как националистические движения на Ближнем и Среднем Востоке в 1920-е — 1940-е годы становились всё более мощными.

В 1933 году он был приглашён в Японию.

В 1938 он вновь приехал в эту страну, стал председателем Dai Nippon Kaikyō Kyōkai, официальной японской правительственной организации по исламу, и имамом Токийской мечети.

Вплоть до самой своей смерти в августе 1944 года А. Ибрагимов продолжал верить в скорейшее обращение большинства японцев в ислам.

Абдурашид Ибрагимов умер в Токио 17 августа 1944 года, похоронен в Токио.



Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.