Болгарская Гульсум Мусеевна

Болгарская Гульсум Мусеевна

Болгарская Гульсум Мусеевна(биография) известная татарская актриса, Народная артистка Татарской АССР, Заслуженная артистка РСФСР родилась 15 октября 1891 года в Казани.

Болгарская(Азимова-Кульмамет-Мустафина)Гульсум Мусеевна.Отец — Муса Мостафин.Сестры: Зәйнәп, Оркыя, Нәфисә.

Первый муж — Барый Болгарский (1884-1927, Габделбарый Фәтхулла улы Фәйзуллин), драматический актёр.
Второй муж — Хәмит Колмәмәт (1895-1942, Габделхәмит Мөхәммәт улы Әҗимов), драматический актёр.

С 1910 года начала работать в труппе «САЙАР (Странствующий)». Вступив в труппу, она начинает играть очень много — иногда в одном спектакле выходила на сцену в нескольких ролях.

Став артисткой, она вместе c Заслуженной артисткой ТАССР Сахибжамал Гиззатуллина-Волжской самоотверженно несла все тяготы и трудности дореволюционного татарского театра.

В годы Гражданской войны 1917-22 годов она выступала в военных клубах перед красноармейцами, рабочими. Затем она становится актрисой Первой татарской советской драматической труппы.



С 1922 по 1968 годы — артистка Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала.

С 1946 года — член КПСС.Неоднократно избиралась депутатом районного Совета, была постоянным членом художественного совета Академического театра.

В последние годы жизни актриса играла в основном разноплановых старух в спектаклях, поставленных по национальной драматургии.

В 1934—1966 годах проживала в доме на улице Кави Наджми, 10.

Умерла 10 января 1968 года похоронена в Казани.

Исключительно большую роль в формировании творческой индивидуальности и росте актёрского мастерства сыграли революционно-демократические и просветительские идеи, ярко воплощённые в татарской литературе Габдуллой Тукаем, Галиаскаром Камалом, Фатыхом Амирханом, Гафуром Кулахметовым и Шарифом Камалом.

Одна из колоритнейших личностей в истории татарского театра. Алексей Толстой писал, что «художник растет вместе со своим искусством, с тем народом, который он изображает. Художник растет вместе с героями, над которыми работает».

Яркое природное дарование, истинно актёрское подвижничество, упорная работа над собой, постоянное совершенствование и страстная любовь к искусству явились теми предпосылками её творчества, которые привели её к высокому профессиональному мастерству.

Творчество:

Роли актрисы:

В пьесах Галиаскара Камала:

Хамида — «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)»
служанка, Гайша, Гайна, позже Җәмилә (Джамиля) — «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)»
Сарбижамал — «РАЗВРАТ»
Гафифа — «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)»
Гюльжиган — «БАНКРОТ»

В пьесах Карима Тинчурина:

Одна из жен Ишана «ЗӘҢГӘР ШӘЛ (Голубая шаль)»
Мәхмүдә (Махмуда) «АЛАР ӨЧӘҮ ИДЕ (Их было трое)»
Зөһрәбикә (Зухра бика) «БЕРЕНЧЕ ЧӘЧӘКЛӘР (Первые цветы)»
Бикә «ИЛ (Страна)»
Шафика — «ЖАЛКОЕ ДИТЯ» Намика Кемаля
Магисылу — «ГОЛОД ЗАСТАВИЛ» Яруллы Валеева
Салима — «ТИГЕЗСЕЗЛӘР (Неравные)» Фатиха Амирхана
Луиза — «МӘКЕР ҺӘМ МӘХӘББӘТ (Коварство и любовь)» Фридриха Шиллера (перевод Фатиха Амирхана)
Раневская — «ВИШНЕВЫЙ САД» Антона Павловича Чехова
Татьяна — «МЕЩАНЕ» Алексея Максимовича Горького
Зулейха — «Молодая жизнь» Гафура Кулахметова

в пьесах Александра Николаевича Островского:

Катерина, позже Марфа Игнатовна Кабанова (Кабаниха) — «ЯШЕНЛЕ ЯҢГЫР (Грозе)»
Полина — «ДОХОДНОЕ МЕСТО»
Кручинина — «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ»
Няня Арина — «ЯРЛЫЛЫК ГАЕП ТҮГЕЛ (Бедность не порок)»
Гертруда — «ГАМЛЕТЕ» Вильяма Шекспира

Награды и звания:

Орден «Знак Почёта» (1940),
Орден Трудового Красного Знамени (1957).

Народная артистка Татарской АССР (1923),
Заслуженная артистка РСФСР (1926).

Память:

В Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина хранятся фотопортреты Гульсум Болгарской, снятые в ролях.



Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.