Крынды (Кырынды) — татарское село в Агрызском районе Татарстана. Административный центр Крындинского сельского поселения,находится в Восточном Предкамье, в низовьях реки Иж, по обеим берегам ручья Крындинский Лог.
Село Кырынды основано татарами в первой половине XVII века.
В сословном отношении, в XVIII столетии и вплоть до 1860-х годов жители деревни числились государственными крестьянами.
Их основными занятиями в то время были земледелие, скотоводство, извоз, торговля, кустарные промыслы.
По материалам II ревизии в деревне Каранде, относившейся к Бакейковой сотне Смаилова Арской дороги Казанской губернии, насчитывалось 18 государственных ясачных татар мужского пола.
В 1802 году в деревнях Турдалес Рган Чишмы и Крынды, относившихся тогда к Иж-Бобьинской волости Сарапульской округи Вятской губернии, числилось 83 души татар мужского пола.
В конце XVII века — первой половине XVIII века татар деревни Крынды насильно крестили и в официальные документы записали как числившихся в православной религии.
В документах 1795 года имена жителей указывались двояко: по-мусульмански и по-христиански. А потом, например, в 1858 году имена записывались в документах только по-христиански.
Таким образом, все татары деревни Крынды в государственных документах считались «новыми крещёнными».
Но это считалось только формальным, потому что духовные лица церкви и православия, которые должны были оказывать главное влияние, находились далеко (в Пьяном Боре, Варзи-Ятчах).
Татары деревни Крынды никогда не считали себя христианами.
В «Списке населённых мест Российской империи», изданном по данным 1859 года, населённый пункт упомянут как казённая деревня Кырынды 2-го стана Елабужского уезда Вятской губернии, при речке Кырындинке,
расположенная в 72 верстах от уездного города Елабуга. Здесь насчитывалось 47 дворов и проживало 349 человек (159 мужчин и 190 женщин), имелась мельница.
В казённой деревне Итурдали того же стана насчитывалось 33 двора и проживал 231 человек (109 мужчин, 122 женщины).
В 1860—1870 годах в России среди татар, которые считались «новыми крещенными», развертывается движение, требующее от царского правительства признать себя «документально мусульманами».
В октябре 1871 года все татары деревни объявляют себя мусульманами и требуют от правительства признания этого. Ради возвращения жителей деревни к христианству правительство принимает разные меры.
В 1871 году в деревне открывается школа миссионеров, в 1872 году построена деревянная Петропавловская церковь, в 1874 году было принято решение построить большую каменную церковь.
Однако построить её в центре деревни на условленном месте не удалось. Жители деревень Турдали и Крынды перетаскивали строительные материалы или разрушали; избивали русских, которые содействовали строительству церкви.
В 1887 году в селе Кырынды Кырындинского сельского общества Мушаковской волости проживало 800 жителей (399 мужчин, 401 женщина) в 144 дворах государственных крестьян (53 двора русских и 91 двор татар).
Земельный надел села составлял 1747,7 десятин земли (в том числе 21,2 десятины усадебной земли, 1281,6 десятин пашни, 4,8 — сенокоса, 218,2 десятины подушного леса и 167,7 — лесного надела и 54,2 десятины неудобной земли).
У жителей имелось 273 лошади, 218 коров и 843 единицы мелкого скота (овец, свиней и коз); 138 человек занимались местными промыслами (в том числе 48 пилили и продавали тёс), 43 — отхожими промыслами (в том числе 17 извозчиков).
Было 58 грамотных и 11 учащихся.
В деревне Турдали того же сельского общества проживало 524 человека (260 мужчин, 264 женщины) в 95 дворах государственных крестьян (31 двор русских и 64 двора татар).
Земельный надел деревни составлял 1219,6 десятин земли (в том числе 18,7 десятин усадебной земли, 707,7 десятин пашни, 60,8 — сенокоса, 3,1 — выгона, 291,4 десятины подушного леса и 118,9 — лесного надела и 19 десятин неудобной земли).
У жителей имелось 122 лошади, 100 коров и 554 единицы мелкого скота (овец, свиней и коз); 86 человек занимались местными промыслами (в том числе 16 пильщиков), 17 — отхожими промыслами (в том числе 5 пильщиков).
Было 16 грамотных и 16 учащихся.
В 1892 году на окраине Крындов была построена каменная Петропавловская церковь. Здание церкви сохранилось в полуразрушенном виде и является архитектурным памятником Республики Татарстан.
По переписи 1897 года в селе Кырынды проживало 907 человек (454 мужчины, 453 женщины), из них 542 магометанина и 365 православных, в деревне Турдали — 657 жителей (321 мужчина, 336 женщин), из них 465 магометан и 192 православных.
В 1905 году в селе Кырынды Мушаковской волости проживало 963 жителя (470 мужчин, 493 женщины) в 191 дворе,
в деревне Турдали той же волости — 655 человек (325 мужчин, 330 женщин) в 137 дворах.
В начале XX века часть татарского населения, подвергшаяся в XVIII веке насильственному крещению, вернулась в ислам.
После указа Николая II о свободе религии татары деревни Крынды получили право считаться мусульманами; тогда же было разрешено построить здесь мечеть.
В начале XX века здесь функционировали церковь, мечеть (с 1907 года), мектеб, миссионерская школа, кожевенный завод К. А. Лихачёва (работал с 1870 года) и 2 водяные мельницы.
До 1919 года село Крынды входило в Кучуковскую волость Елабужского уезда Вятской, с 1919 года — Казанской, с 1920 года — вновь Вятской губерний.
С января 1921 года в составе Елабужского кантона (до июня — уезд), с конца 1921 года в составе Агрызского, с 1924 года — вновь Елабужского кантонов ТАССР.
С 14 февраля 1927 года село в Агрызском районе (в 1930 и 1948 годах — центр сельсовета).
В 1921—1930 годах село было разделено на Татарские Крынды (723 жителя в 1926 году) и Русские Крынды (184 жителя).
В начале 1950-х годов деревня Турдали вошла в состав села Крынды.
С 1 февраля 1963 года село Крынды — в Елабужском сельском районе, с 4 марта 1964 года — вновь в Агрызском районе.
В настоящее время в селе в основном живут татары, есть и русские.
По переписи 2002 года в селе проживало 643 человека (305 мужчин, 338 женщин), татары (93 %).
По переписи 2010 года — 637 человек (299 мужчин, 338 женщин)
В 2011 году средняя школа в селе преобразована в начальную.
Жители работают в основном в ООО «Агрофирма «Ак Барс — Агрыз» и крестьянских фермерских хозяйствах, занимаются полеводством и мясо-молочным животноводством. Имеются зерноток и ферма КРС.
В селе Крынды есть две мечети, начальная школа, детский сад, сельский дом культуры с библиотекой,
ФАП(фельдшерско-акушерский пункт), почтовое отделение, несколько магазинов.
Через село проходят автомобильные дороги регионального значения «Агрыз — Красный Бор», «Псеево — Крынды».
Крынды (Кырынды) история.(Институт Татарской Энциклопедии).
Кырынды татарское село в Агрызском районе, в бассейне р. Иж, в 50 км к югу от г. Агрыз.
На 2002 г. — 643 жителя (татары).
Основные направления:Полеводство, мясомолочное скотоводство, маслозавод.
Мечеть.Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано во 2-й половине 17 в. Часть татарского населения, подвергшаяся в 18 в. насильственному крещению, в начале 20 в. вернулась в ислам. В 1840-х гг. в Крынды поселились русские. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян.
Занимались земледелием, разведением скота, извозом, кузнечным промыслом, торговлей.
В начале 20 в. в Крынды функционировали Петропавловская церковь (построена в 1882-92 гг., памятник архитектуры), мечеть (открыта в 1907 г.), мектеб, миссионерская школа (открыта в 1871 г.), кожевенный завод, 2 водяные мельницы.
Земельный надел сельской общины составлял 1747,7 дес. В 1920-х гг. в официальных источниках Крынды было известно как 2 населенных пункта: Татарские и Русские Крынды.
До 1920 г. село входило в Мушаковскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в Вотской автономной области.
С 1921 г. в составе Агрызского кантона Татарской АССР.
С 14.02.1927 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.
Число жителей: в 1744 г. — 18 душ мужского пола, в 1859 г. — 249, в 1887 г. — 800, в 1905 г. — 963,
в 1920 г. — 1046, в 1926 г. — 907, в 1938 г. — 885, в 1958 г. — 1156, в 1970 г. — 990, в 1989 г. — 723 чел.
Деревня Крынды была основана татарами-переселенцами из Сабинской местности, во время завоевания Казани войсками Ивана Грозного.
По некоторым данным считается, что деревня была основана в 1-половине ХУ11 века татарами и расположена в 50 км к югу от Агрыза, на речке Турдалинка.
В некоторых документах говорится, что татары Терсинской волости переселились сюда приблизительно ХУ11 века. А по другим документам, что деревня Крынды была основана в начале ХУШ века.
По объяснениям жителей деревни, она расположена на крутом берегу реки и поэтому стала называться Крынды.
Название деревни происходит от слов «граница» (по татарский «чик»), «край»(по татарский «кырый», т.к. деревня Крынды, во-первых, была расположена на самой границе, которые принадлежали Тафкилевым.
Во-вторых, деревня Крынды расположена на краю деревни Турдали, которая была основана раньше. А в третьих, деревня Крынды расположена возле гор (по татарский «кырын-тау».)
В 1840-ых годах сюда переселились русские. В 1860-ых годах в Крынды переселяются новые русские семьи из Закамья.
В конце ХУШ века татары деревни Крынды были насильно переведены в христианскую веру и в документах были записаны как православные.
В документах 1795 года имена жителей деревни были записаны и по — мусульманский, и по христиански.
Далее, например, в 1834,1858, годах имена записаны только по христиански. С тех пор, всех татар Крындов стали называть «новыми крешенами».
Но это была только формальность, т. к. церковное и православное духовенство не могло оказать должного воздействия на татар ввиду большой отдаленности от Крындов (в Пьяном Боре, в Варзи Ятчах).
Поэтому татары никогда себя не считали христианами и жили также, как их деды и прадеды, соблюдая мусульманские обычаи и традиции, имена у них были только татарские (в быту).
Но, в это же время, они не могли пояснять свои православные имена они были не в силах, т.к. христианизация- это было требование государственной власти, а те, кто был против, сразу же довольно жестоко наказывался: без суда и следствия были отправлены в ссылку или посажены в тюрьму, таким образом,несколько поколений татар деревни Крынды были русскими.
Насильно данные жителям чужие имена и вера никак не могли прижиться в Крындах. Это только усиливало неприязнь жителей. В России в 1860-1870 годах распространяется движение против христианизации.
«Новые кряшены» начинают требовать у власти возвращение в мусульманскую веру. В октябре 1871 года в Крындах тоже принимается решение вернуться в мусульманство и требуют признания этого факта у государства.
Из рапорта Крындинского попа Ивана Тронова в 1876 году следует, что основная причина возвращения жителей в мусульманство — это активная пропаганда муллы деревни Турдали — Гиззатуллы.
В Крындах в то время не было мечети и они обращались к мулле Турдалей.
В 1824 году по приглашению жителей деревни Турдали сюда приезжает уроженец д. Бизяки Гиззатулла Миндекеевич (1801-1868), он становится имамом деревни, обучает детей.
Он 44 года ведет мусульманскую религиозную деятельность среди татар д. Крынды и д. Турдали. Скрытно, у себя на дому он обучает и детей «новых кряшенов», за что к нему было приставлено жандармское наблюдение.
После смерти Гиззатуллы Миндекеевича работу продолжают его сыновья – Ахмади, Мухаммедшакер и Мухамедсадык. Они активно пропагандируют людей отказаться от православия и от строительства церкви, за что они жестоко поплатились: их отправили в ссылку на 10 лет.
Чтобы христианизировать татар д. Крынды, власти идут на различные меры. В 1871 году в деревне открывается миссионерская школа, в 1874 году принимается решение о строительстве церкви.
Сначала церковь хотели построить посередине деревень Крынды и Турдали, но этому не суждено было сбыться: татары разрушают постройку, разворовывают материалы, избивают русских, которые строят церковь.
Татары запугивают русских, грозят убийством даже тем, кто не имеет к этому никакого отношения: вытравливают их поля, сенокосные угодья, устраивают пожары.
Известно, что во всех этих беспорядках участвовали не только мужчины- татары, но и молодые девушки. Все это показывает, что христианизация татар – это только формальность, ни к чему она не привела. Очень многих мужчин-татар пострадало, т. к. они были отправлены в тюрьмы и ссылку.
Но в 1892 году Петропавловская церковь была построена на краю деревни Крынды. И в настоящее время церковь сохранились в полуразрушенном состоянии и считается архитектурным памятником Республики Татарстан.
Но, к сожалению, власти не признавали крындинцев мусульманами и в 1890-1895 годах еще были предприняты попытки сделать их православными.
Мусульмане Крындов, исключительно все 117 хозяйств и 659 человек, считают себя татарами и наконец-то, в 1906 году добиваются у государства признания этого. В этом же году получают разрешение на строительство мечети и открывают мусульманскую татарскую школу.
На строительство мечети Мирза Ибрагим Хамиди (д. Балтачево) выделил бревна, торговец хаджи Ахметшакир Заитов дал деньги. И в 1907 году в Сабантуй была открыта мечеть. Люди уже не думали, что это произойдет когда — либо.
Во времена пугачевского бунта 11 жителей Крындов были воинами Пугачевского войска.
С 1870 года в Крындах работал завод по переработки кожи К.А Лихачева. Сельское население до 1917 года, в основном, занималось земледелием и кузнечным ремеслом. Крынды славилось крупным землевладельцем Закиром Нафиковым, торговцами — Алексей Сухих, Сибгатуллин, Закиров, Бадретдинов, Вали.
С 1921 по 1930 годы Крынды были разделены на две части: Татарские Крынды и Русские Крынды.
В настоящее время в деревне Крынды основную часть населения составляют татары, но есть и русские.
В 1924 году 17 хозяйств (75 человек русской национальности) основали деревню Петропавловский.
В 1744 году в Крындах жило 18 мужчин,1897 году-всего 907 жителей, 1926 году в татарских Крындах жило 707, а в русских Крындах – 192 человека. А в 1992 году здесь жители 735 человек.
село Крынды, Агрызский район, Республика Татарстан
GPS-координаты объекта:56.139873, 52.915882